Размер:
Цвет:

31 января 2020 года между Госкультохраной Югры и Управлением Министерства внутренних дел по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре

03.02.2020

20 декабря 2019 года по итогам рабочей встречи с участниками V Международного Северного археологического конгресса Натальей Владимировной Комаровой перед Госкультохраной Югры поставлена задача по организации мероприятий направленных на предотвращение незаконного поиска археологических предметов из мест залегания и их торговли на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

По итогам проведенной работы разработан и утвержден План мероприятий («дорожная карта») по реализации соглашения заключенного между Службой государственной охраны объектов культурного наследия автономного округа и Управлением Министерства внутренних дел по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.

Напоминаем,объекты археологического наследия имеют очень важное значение для изучения прошлого любой территории, а для дописьменных периодов истории они являются единственными и исключительными. Если информация не смогла отложиться в летописях, хрониках и других письменных документах – значит, извлечь её можно только из археологических объектов: древних посёлков, крепостей, кладбищ.

На территории Российской Федерации именно для региона Сибири (в том числе, разумеется, и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) объекты археологии имеют чрезвычайно важное значение и для познания местной истории, и для формирования общественного сознания, и для создания привлекательного образа территории. На югорской земле человек проживает, по самым скромным подсчётам, 200 веков, а письменность пришла с российским населением только 4 века назад. Из этого соотношения совершенно очевидно, что подавляющую часть местной истории можно исследовать только по археологическим материалам. И это же сопоставление цифр объясняет, почему из более чем 6000 объектов культурного наследия, стоящих на государственном учёте и охране в автономном округе, 98 % представляют археологическую древность.

За последние годы сотрудниками Госкультохраны Югры зарегистрировано более двух десятков случаев разрушения могильников и городищ как местными, так и приезжими грабителями, причём эта статистика идёт по нарастающей. Но это только официальные данные. По информации местных жителей, таких фактов намного больше.

Поселения (неукреплённые селища и укреплённые городища) чаще всего подвергаются разрушениям с помощью металлодетекторов. С их помощью из культурного слоя извлекаются все металлические изделия. Учитывая, что большинство предметов из металла (монеты, украшения, оружие) являются датирующими (т. е. по ним специалист может определить возраст всех остальных находок в этом же слое, а следовательно – в какой-то мере реконструировать жизнь людей в это время), и представляют художественную и эстетическую ценность, можно утверждать, что памятникам наносится огромный урон. Изъяв эти вещи, варвары вырывают язык у ограбленного памятника, превращают его действительно в «немого свидетеля прошлого», как любят писать журналисты. Теперь даже археологи могут оказаться не в состоянии привязать его к какому-то конкретному времени и прочитать для всех нас ещё одну страничку из прошлого Югры. Зачастую выкопанные изделия из чёрного металла просто выбрасываются за ненадобностью, хотя для археологов они являются ценнейшими материальными источниками, отражающими развитие технологии, ремесла и инструментальной индустрии.

При грабеже могил, помимо научного вреда, наносится и моральный общественный вред. Ведь почти всегда погребение уничтожается, останки некогда жившего человека выбрасываются, а иногда подвергаются глумлению и надругательству. Подобной участи подвергаются и малоценные, по мнению мародеров, вещи – изделия из кости и чёрного металла, керамика. Полностью разрушаются остатки погребальных сооружений и уничтожается информация о расположении вещей, позе погребенного, различные следы ритуалов и другие материальные следы духовной культуры древних.

В настоящее время многие из разрушителей старых могил и поселений пытаются оправдать свою варварскую деятельность интересом к истории и коллекционированию, «помощью» археологической науке, которая якобы не справляется с большим объёмом памятников (как будто стоит задача «всё раскопать», как «вырубить весь лес» или «выкачать всю нефть»). В действительности за этой ширмой может скрываться корысть, жадность, стремление к наживе, а зачастую и просто человеческая глупость. Древние вещи, извлеченные из культурного слоя, а значит и принадлежащие государству, приобретаются перекупщиками и оседают в частных коллекциях.

«Чёрные копатели», как правило, владеют информацией о местной географии и расположении объектов археологии, хорошо подготовлены теоретически, прекрасно экипированы полевым оборудованием (прежде всего, металлодетекторами), передвигаются на собственном автотранспорте. По вполне понятным причинам, они не афишируют свою криминальную деятельность и маскируются либо под туристов, либо под научно-исследовательские экспедиции. Работать такие криминальные группы стараются вдали от крупных населённых пунктов и оживлённых автотрасс.

В такой ситуации наиболее эффективным способом спасти археологическое наследие Югры и поставить заслон на пути криминального антикварного рынка становится активное включение в процесс охраны своего культурного достояния органов местного самоуправления, участковых уполномоченных полиции, местной общественности, гражданских активистов.


Вопросы и ответы по теме "Сохранение культурного наследия":

Кто должен заботиться об объектах археологического наследия?

Ст. 44. «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».

Европейская конвенция об охране археологического наследия (пересмотренная)" (ETS N 143) (Россия ратифицировала данный документ (Федеральный закон от 27.06.2011 N 163-ФЗ).

Обязан ли гражданин России передавать в государственные органы случайно обнаруженные археологические находки?

Ст. 2: «Каждая сторона обязуется создать с помощью средств, подходящих для данного государства, правовую систему охраны археологического наследия, предусмотрев:

…iii. обязательное уведомление компетентных органов тем, кто случайно обнаружил элементы археологического наследия, и их передачу на обследование».

Обязана ли Российская Федерация сохранять своё археологическое наследие?

Ст. 3: «Для того, чтобы сохранить археологическое наследие и гарантировать научную значимость археологических исследований, каждая сторона обязуется:

i. применять процедуры выдачи разрешений и контроля за раскопками и другими видами археологической деятельности таким образом, чтобы:

a. предотвращать любые незаконные раскопки или изъятие элементов археологического наследия…».

Обязана ли Российская Федерация предотвращать незаконный оборот археологических предметов? Могут ли российские музеи приобретать археологические предметы из грабительских раскопок?

Ст. 10: «Каждая сторона обязуется:

…ii. уведомлять компетентные органы в государстве происхождения… о любом предложении, в отношении которого есть основания подозревать, что оно связано с незаконно производимыми раскопками или с неправомерными действиями на раскопках… и предоставлять необходимые детали такого предложения;

iii. предпринимать такие шаги, какие являются необходимыми для обеспечения того, чтобы музеи и аналогичные учреждения, политика приобретения которых находится под государственным контролем, не приобретали элементы археологического наследия, которые, как можно подозревать, связаны с неконтролируемыми находками или незаконными раскопками, или же неправомерно с официальными раскопками;

iv. что касается музеев и аналогичных учреждений, которые находятся на территории страны, но политика приобретения которых не находится под государственным контролем, то:

a. направить им текст настоящей конвенции;

b. прилагать все необходимые усилия для обеспечения соблюдения музеями и учреждениями принципов, изложенных в параграфе 3 выше;

v. ограничить, насколько это возможно, посредством проведения просветительной работы, распространения информации, проявления бдительности и налаживания сотрудничества передачу элементов археологического наследия, полученных в результате неконтролируемых находок или незаконных раскопок, или же неправомерно в результате официальных раскопок».

Что такое объекты археологического наследия (или археологические памятники)?

Ст. 3, аб. 2: «Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои».

Что такое археологический предмет?

Ст. 3, аб. 3: «Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок».

Что такое культурный слой?

Ст. 3, аб. 4: «Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы».

Является ли владелец или арендатор земельного либо водного участка владельцем археологического объекта, расположенного на этом участке?

Ст. 49. п. 2: «Объект археологического наследия и земельный участок или участок водного объекта, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно».

Ст. 49. п. 3: «Объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности».

Ст. 50, п. 1: «…объекты археологического наследия отчуждению из государственной собственности не подлежат».

Какие уровни властных структур в Российской Федерации должны осуществлять государственную охрану объектов археологии?

Преамбула: «Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления».

Какое уголовное наказание влечёт за собою уничтожение или повреждение объекта археологии?

Ст. 243. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации…

«1. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включённых в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей – наказываются штрафом в размере до трёх миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет, либо обязательными работами на срок до четырёхсот часов, либо принудительными работами на срок до трёх лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершённые в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включённых в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников или музеев-заповедников либо в отношении объектов археологического наследия, включённых в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов археологического наследия, – наказываются штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет».

Несёт ли уголовную ответственность за сохранение объекта археологии владелец или пользователь земельного участка, на котором этот объект расположен?

Ст. 243.1. «Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включённых в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия, повлекшее по неосторожности их уничтожение или повреждение в крупном размере, – наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трёхсот шестидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Может ли гражданин заниматься поиском и изъятием из мест залегания археологических предметов без специального разрешения?

Ст. 243.2.: «1. Поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя, – наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные в границах территории объекта культурного наследия, включённого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, – наказываются штрафом в размере до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до четырёх лет.

3. Те же деяния, совершенные:

а) с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин;

б) лицом с использованием своего служебного положения;

в) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, –

наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет».

Примечание. «Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания».

Какое уголовное наказание влечёт за собою хищение предметов из археологических памятников?

Ст. 164. Хищение предметов, имеющих особую ценность:

«1. Хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, независимо от способа хищения, наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового либо лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

2. То же деяние:

а) совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

…в) повлекшее уничтожение, порчу или разрушение предметов или документов, указанных в части первой настоящей статьи, наказывается лишением свободы на срок до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трёх лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового».

Какое уголовное наказание влечёт за собою приобретение или сбыт предметов из археологических памятников?

Ст. 175. Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путём:

«1. Заранее не обещанные приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх месяцев, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору… наказываются ограничением свободы на срок до трёх лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев».

Можно ли без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия организовывать и проводить земляные, строительные или иные работы на территории, где располагаются объекты археологии?

Ст. 7.14.: «Организация или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до трёхсот тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до одного миллиона рублей». 

Какое административное наказание влечёт за собою уничтожение или повреждение объекта археологии?

Ст. 7.14.1.: «1. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе выявленных объектов культурного наследия, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до двадцати миллионов рублей. 

2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершённые в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одного миллиона до шестидесяти миллионов рублей». 

Какое административное наказание понесёт ответственное лицо, если оно не остановит хозяйственные работы при появлении угрозы состоянию объекта культурного наследия или при обнаружении признаков ранее неизвестного объекта культурного наследия (например, при появлении обломков глиняной посуды или других древних предметов в котловане)?

В настоящее время действует ст. 7.14.2.: «Неисполнение заказчиком и (или) исполнителем работ обязанности по приостановлению земляных, строительных, дорожных или иных работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия, или работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия либо нарушить его целостность и сохранность, после получения письменного предписания государственного органа охраны объектов культурного наследия, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до трёхсот тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до четырёхсот тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей». 

Какое административное наказание влекут за собою работы на объектах археологии без разрешительных документов?

Ст. 7.15.: «1. Ведение археологических разведок или раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом), влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на должностных лиц – от четырёх тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок.

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности повреждение или уничтожение объекта археологического наследия, выявленного объекта археологического наследия, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до трёхсот тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на должностных лиц – от пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на юридических лиц – от одного миллиона до десяти миллионов рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок. 

3. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершённые с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин, – влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин; на должностных лиц – от четырёх тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин. 

Примечание. «Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания». 

Какое административное наказание влечёт за собою торговля предметами, похищенными из археологических памятников?

Статья 7.15.1. Незаконный оборот археологических предметов

(введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

Совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей с конфискацией археологических предметов.

Субъектом данных составов административных правонарушений является физическое лицо, достигшее 16–летнего возраста.



Возврат к списку