Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Доклад о результатах эффективности контрольной деятельности Службы государственной охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2017

Доклад об осуществлении Службой государственной охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры государственного надзора за 2017 год

 

Введение

 

Основной функцией Госкультохраны Югры является осуществление федерального и регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.

Предметом регионального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами (далее при совместном упоминании - поднадзорные субъекты) обязательных требований по отношению к объектам культурного наследия регионального, муниципального (местного) значения и выявленным объектам культурного наследия.

Основанием для исполнения полномочий является:

Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О Службе государственной охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» от 30.08.2012 № 309-п (вместе с «Положением о Службе государственной охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»).

Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.10.2015 № 337-п «О порядке организации и осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия».

Приказ Службы государственной охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.12.2011 № 4-нп «Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

Предметом федерального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия является соблюдение поднадзорными субъектами обязательных требований по отношению к объектам культурного федерального значения.

Основанием для исполнения полномочий является:

Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О Службе государственной охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» от 30.08.2012 № 309-п (вместе с «Положением о Службе государственной охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»).

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2015 г. № 740 «О федеральном государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия».

Министерством культуры Российской Федерации разработан Проект приказа – «Об утверждении Типового Административного регламента исполнения органами государственной власти субъекта Российской Федерации либо структурными подразделениями высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается правительством российской федерации). Пройти по ссылке: Проект приказа.

Далее по тексту под государственным надзором понимается как федеральный государственный надзор, так и региональный государственный надзор.

По данным государственного учета на 01.12.2017 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры находится следующее количество объектов, подлежащих государственной охране:

988 объектов культурного наследия федерального значения;

136 объектов культурного наследия регионального значения;

19 объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;

 4556 выявленных объектов культурного наследия.

Состав объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия в зависимости от видовой принадлежности:

Памятники – 1102;

Ансамбли – 17;

Достопримечательные места – 42.

Количественное распределение объектов культурного наследия по районам следующее:

Белоярский район: памятники – 12, ансамбли – 2, достопримечательные места - 3

Берёзовский район: памятники – 46, ансамбли – 6, достопримечательные места - 5

Кондинский район: памятники – 5, ансамбли – 0, достопримечательные места - 0

Нефтеюганский район: памятники – 221, ансамбли – 5, достопримечательные места - 5

Нижневартовский район: памятники – 3, ансамбли – 1, достопримечательные места - 2

Октябрьский район: памятники – 12, ансамбли – 1, достопримечательные места - 0

Сургутский район: памятники – 743, ансамбли – 1, достопримечательные места - 27

Ханты-Мансийский район: памятники – 60, ансамбли – 1, достопримечательные места - 0

Наибольшее количество в плане общей видовой принадлежности, занимают объекты и выявленные объекты археологического наследия – 5541.

В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О Службе государственной охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» от 30 августа 2012 г. № 309-п Службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором автономного округа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и автономного округа. Руководитель имеет заместителя, назначаемого на должность и освобождаемого от должности Губернатором автономного округа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и автономного округа.

Предельная штатная численность Службы - 13 штатных единиц должностей государственной гражданской службы.

Структурными подразделениями являются два отдела – отдел государственной охраны объектов культурного наследия и административный отдел.

Количество штатных единиц по должностям, предусматривающим выполнение функций по надзору:

- Руководитель Службы;

- Заместитель руководителя Службы;

- Начальник отдела государственной охраны объектов культурного наследия;

- 3 старших инспектора отдела государственной охраны объектов культурного наследия.

С 24 марта 2017 года курирует работу службы заместитель Губернатора автономного округа Максимова Галина Владимировна.

 

Вопросы организации и проведения проверок, мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований и связанные с ними вопросы.

 

Плановые проверки.

 

В целях государственного надзора за полнотой и качеством осуществления органами местного самоуправления полномочий по государственной охране, сохранению и использованию объектов культурного наследия местного (муниципального) значения и проверки соблюдения органами местного самоуправления требований, установленных действующими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области охраны объектов культурного наследия Службой государственной охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в первом полугодии 2017 года были проведены плановые проверки администраций муниципальных образований Белоярского и Сургутского районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Проведение плановых проверок согласовано Прокуратурой автономного округа, утвержденный план проверок деятельности органов местного самоуправления был размещен на сайте прокуратуры и на сайте службы.

Задачами настоящих проверок являлись:

– надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия местного (муниципального) значения (далее – надзор за полномочиями);

– выявление и пресечение нарушений обязательных требований, совершенных органами местного самоуправления при осуществлении полномочий.

Предметом надзора за полномочиями являлась проверка:

– органа, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения (наделение полномочиями уже существующего органа) (согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона ¹ 73-ФЗ);

– наличия утвержденного порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения (согласно п. 3 ст. 9.3 Федерального закона ¹ 73-ФЗ);

– наличия порядка установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия местного (муниципального) значения (согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона ¹ 73-ФЗ);

– наличия административных регламентов по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия местного (муниципального) значения (согласно пп. 3 п. 2 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ);

– соблюдения органами местного самоуправления в процессе осуществления деятельности обязательных требований. Обязательные требования установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (п. 5.1 ст. 51 гл. VI); Федеральным законом № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (ст. 5.1, 33, 36 (п. 10), 45, 47.1, 47.2, 47.3, 47.4, 47.6, 48, 50.1, 51, 52.1, 56.4, 57, 58); Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 ¹ 972 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (п. 22);

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 20.11.2015 № 2834 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (пп. 2–6, 8–15).

Федеральным законом № 73-ФЗ по отношению к муниципальным образованиям или его структурным подразделениям (органам) предусмотрены следующие обязанности и права:

а) установление требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требований к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места местного (муниципального) значения (согласно пп. 3 п. 3 ст. 5.1);

б) обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов (согласно п. 3.1 ст. 9.3);

в) организация проведения работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона (согласно п. 1 ст. 16.1);

г) установление льготной арендной платы и е¸ размера в отношении объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности (согласно абз. 3 п. 1 ст. 14);

д) согласование решения органа исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, о включении объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия местного (муниципального) значения (согласно п. 3 ст. 18);

е) направление в федеральный орган охраны объектов культурного наследия заявления о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр в качестве объекта культурного наследия федерального значения (согласно п. 5 ст. 18);

ж) согласование изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, не отвечающего критериям отнесения объекта к объектам культурного наследия федерального, регионального значения, на категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия местного (муниципального) значения (согласно абз. 3 п. 1 ст. 22);

з) согласование изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия местного (муниципального) на категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия федерального и регионального значения, на территории которого находится объект культурного наследия местного (муниципального) значения (согласно п. 3 ст. 22);

и) согласование границ зон охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, границ объединённой зоны охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения (согласно ст. 34);

к) принятие решения о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств бюджета муниципального образования (согласно п. 4. ст. 47).

Для урегулирования порядка принятия решений по обозначенным выше обязанностям и правам администрациям муниципальных районов необходимо разработать и утвердить Положение о сохранении, использовании и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального образования, и государственной охране объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального образования.

Проверка исполнения полномочий администрацией Белоярского района. Полномочиями по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, находящихся в собственности Белоярского р-на, охране объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, расположенных на территории этого района, наделен комитет по культуре администрации Белоярского района. Данные полномочия изложены в п. 3.12 Положения о комитете по культуре администрации Белоярского района (пункт добавлен в Положение решением думы Белоярского р-на № 14 от 2 марта 2016 г.).

Таким образом, муниципальным органом охраны объектов культурного наследия на территории Белоярского р-на является комитет по культуре администрации Белоярского р-на. Штатная численность комитета – 7 единиц. Должностные обязанности по созданию условий по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Белоярского р-на, охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории этого же района, возложены на 2 штатные единицы – председателя комитета и его заместителя.

Их должностные инструкции содержат обязанность знать, учитывать в пределах своей должности и уметь использовать при выполнении служебных обязанностей Федеральный закон № 73-ФЗ и Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29 июня 2006 г. № 64-оз «О регулировании отдельных отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия».

Службой в акте проверки указана необходимость дополнения Положения о комитете по культуре администрации Белоярского р-на и должностные инструкции уполномоченных лиц следующими полномочиями:

– выдача заданий на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;

– согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;

– выдача разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

В ходе проверки рассмотрено постановление администрации Белоярского р-на Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23 марта 2016 г. 280 «Об утверждении Положения о сохранении, использовании и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Белоярского р-на, государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории Белоярского района». Выяснилось, что Положение не содержит вмененные органам местного самоуправления обязанности и права, обозначенные выше под пунктами «а», «б», «г», «и». В акте проверки по данному поводу сделано замечание.

В рамках плановой проверки проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Здание Церкви Успения Пресвятой Богородицы», расположенного в с. Полноват по ул. Советской в д. 19.

Объект культурного наследия включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 506-п от 14.12.2012 г. «О включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выявленных объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», зарегистрирован в реестре под номером 861410073530004.

По результатам мероприятий составлен акт технического состояния, которым установлено, что имеющаяся на момент проверки информационная надпись содержит недостоверные сведения в части наименования объекта культурного наследия.

Предписание Госкультохраны Югры содержит требование об установке нормативной информационной надписи. Согласно п. 3 ст. 27 Федерального закона № 73-ФЗ, обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов культурного наследия.

Также выявлены нарушения обязательных требований, связанные с передачей прав пользования объектом культурного наследия.

Между администрацией Белоярского р-на и местной православной религиозной организацией прихода храма Преподобного Серафима Саровского заключён договор на безвозмездное пользование зданием церкви Успения Пресвятой Богородицы. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 18 июля 2008 г. зарегистрировано право собственности на указанный объект за МО «Белоярский район».

П. 1 ст. 50.1 Федерального закона № 73-ФЗ гласит: «Заключение договоров, предусматривающих передачу прав пользования объектом культурного наследия, включённым в реестр, осуществляется с учетом требований, установленных п. 7–10 ст. 48 указанного закона».

Согласно п. 7 ст. 48, договор, предусматривающий право пользования, должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица по выполнению требований, предусмотренных охранным обязательством, порядок и условия их выполнения. В случае отсутствия в договоре предусмотренного настоящим пунктом существенного условия сделка является ничтожной. Охранное обязательство на объект культурного наследия получено администрацией 14 октября 2016 г.

Согласно ст. 47.1 Федерального закона 73-ФЗ, ограничения (обременения) права собственности на объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.

По данному факту Службой выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

Постановлением администрации Белоярского р-на ХМАО – Югры от 25 июля 2016 г. № 751 установлены границы защитной зоны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Здание Церкви Успения Пресвятой Богородицы». В правилах землепользования и застройки (ПЗЗ) сельского поселения Полноват границы защитной зоны отсутствуют.

В составленном акте проверки указано на необходимость внесения сведений о границах защитной зоны в ПЗЗ. Ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ установлен порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр. П. 1 статьи гласит о том, что работы по сохранению такого объекта проводятся на основании задания и разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, и проектной документации на проведение работ, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 45 выдача задания и разрешения, как и согласование проектной документации в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, осуществляются муниципальным органом охраны объектов культурного наследия.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», полномочный орган осуществляет деятельность по реализации функций органа местного самоуправления. Эта деятельность исполняется по запросам заявителей и в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги по решению вопросов местного значения (последние установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

Муниципальному органу охраны Белоярского района необходимо разработать и утвердить в установленном законом порядке административный регламент по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, и согласованию проектной документации, необходимой для проведения этих работ.

На момент составления акта проверки администрацией Белоярского района не были определены порядок организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения и порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия местного (муниципального) значения. По данным фактам в предписаниях, выданных Госкультохраной Югры, устанавливаются контрольные сроки для разработки и утверждения указанных порядков.

Администрацией Белоярского района предписания выполнены надлежаще  и в установленные сроки.

 

Проверка исполнения полномочий администрацией Сургутского района. Полномочиями по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, находящихся в собственности Сургутского района, охране объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, расположенных на территории этого района, наделено управление культуры, туризма и спорта администрации Сургутского района. Данные полномочия изложены в распоряжении указанной администрации от 6 июня 2017 г. № 562-р.

Таким образом, муниципальным органом охраны объектов культурного наследия на территории Сургутского района является управление культуры, туризма и спорта администрации Сургутского района.

Должностные обязанности по созданию условий по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Сургутского района, охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории Сургутского района, возложены на 2 штатные единицы – начальника управления и начальника отдела по культуре указанного управления.

На момент составления акта проверки Положение об управлении и должностные инструкции содержали полномочия, предусмотренные Федеральным законом № 73-ФЗ.

При проведении проверки было выявлено отсутствие Положения о сохранении, использовании и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Сургутского района, государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории района.

Соответственно, полномочия, которые предусмотрены Федеральным законом № 73-ФЗ и которые должны быть изложены в Положении, не урегулированы. Муниципальному органу охраны Сургутского района было указано на необходимость разработать и утвердить в установленном законом порядке административный регламент по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и согласованию проектной документации для проведения этих работ.

На момент окончания проверки порядок организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения и порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия местного (муниципального) значения отсутствовали.

Таким образом, в ходе проведенной плановой проверки администрации Сургутского района было выявлено ненадлежащее исполнение полномочий в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Госкультохраной Югры было выдано предписание с указанием сроков для устранения замечаний.

В д. Юган Сургутского р-на расположен объект культурного наследия местного (муниципального) значения «Здание церкви Богоявления Господня».

Он включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 198-п от 30 мая 2013 г. «О включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выявленных объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», зарегистрирован в реестре под номером 861410073590004.

В ходе плановой проверки проведены мероприятия по обследованию состояния здания церкви Богоявления Господня, по результатам которого установлено её аварийное состояние.

Для сохранения объекта культурного наследия было признано необходимым:

– выполнить работы по консервации постройки (в первую очередь отремонтировать крышу и вырубить близстоящие деревья, корни которых активно разрушают нижние венцы сруба);

– установить информационную надпись;

– разработать научно-проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия.

Со всей очевидностью встал и вопрос о собственнике объекта, который не был ни государственной собственностью, ни собственностью округа, ни муниципальной собственностью либо собственностью граждан или юридических лиц.

Объект культурного наследия является недвижимым имуществом. Ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) отнесены земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства).

В п. 1 ст. 225 ГК РФ дано определение бесхозяйной вещи: это вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (зарегистрировано в Минюсте России 21 апреля 2016 г. № 41899) определено, что принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют:

– федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав;

– территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

П. 2 ст. 125 ГК РФ установлено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами о статусе этих органов. Согласно Уставу Сургутского района (принят решением Сургутской районной думы от 24 августа 1996 г. ¹ 73), администрация района является исполнительно-распорядительным органом муниципального района, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами ХМАО – Югры (п. 1 ст. 32). В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 34 указанного устава в целях решения вопросов местного значения администрация района осуществляет действия по выявлению, постановке на учет, признанию права собственности Сургутского района на движимое и недвижимое имущество, находящееся на межселенной территории Сургутского района, п. Банного, д. Юган (в том числе на бесхозяйное), а также расположенное на земельных участках, находящихся в собственности указанного района.

П. 20.3 ч. 1 ст. 9 устава к вопросам местного значения муниципального района относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Сургутского района, а также охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории района.

В соответствии с п. 19.3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 к вопросам местного значения поселения относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального района, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального района.

Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ, объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред этим объектам, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Обязанность по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества объекта культурного наследия местного значения «Здание церкви Богоявления Господня» лежит на районной администрации.

Не обращаясь в территориальные представительства федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав с заявлением о постановке на учет указанного объекта, администрация Сургутского района уклоняется от осуществления действий, относящихся к е¸ компетенции, тем самым нарушая требования действующего законодательства. С целью устранения выявленных нарушений Службой выдано предписание.

Постановлением администрация Сургутского р-на от 12 декабря 2016 г. № 4215-нпа утверждены границы защитной зоны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Здание церкви Богоявления Господня». Службой рекомендовано внести в разрабатываемый документ «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования межселенной территории, п. Банный, д. Юган Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» установленные границы защитной зоны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Здание Церкви Успения Пресвятой Богородицы».

Согласно пп. 6 п. 2 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ, государственная охрана включает в себя согласование решений органов местного самоуправления о предоставлении земель и изменении их правового режима. В ходе проверки установлено, что комитет архитектуры и градостроительства Сургутского района направлял на имя директора муниципального автономного учреждения «Историко-культурный научно-производственный центр «Барсова Гора» проекты планировки и проекты межевания территории для рассмотрения и согласования.

МАУ «ИКНПЦ «Барсова Гора» является районным муниципальным учреждением по изучению, сохранению и использованию памятников истории и культуры, а не уполномоченным органом по государственной охране объектов культурного наследия.

В свою очередь, ст. 30 Федерального закона № 73-ФЗ определены объекты историко-культурной экспертизы. В том числе «земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия».

Вместе с тем п. 16(1) Постановления Правительства РФ от 15 июля 2009 г. № 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе» установлено, что при проведении экспертизы на землях, подлежащих воздействию хозяйственных и иных работ, заказчик представляет эксперту в пакете обязательных документов еще и заключение уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия об отсутствии данных об объектах археологического наследия, включенных в реестр, и о выявленных объектах археологического наследия. Таким образом, в Сургутском района осуществляется практика подмены функций уполномоченного органа местного самоуправления деятельностью муниципального учреждения, которое незаконно осуществляет полномочия по предоставлению сведений о наличии/отсутствии объектов культурного наследия на землях, подлежащих хозяйственному освоению, рассматривает и согласовывает решения органа местного самоуправления. Эта практика приводит к следующему:

– нарушены положения п. 2 ст. 5.1 и п. 2 ст. 56.4 Федерального закона № 73-ФЗ,

– нарушены требования п. 1 ст. 12.1 окружного закона № 64-оз,

– нарушены требования приказа Госкультохраны Югры от 30 октября 2012 г. № 13-нп «Об утверждении границ территории, характера использования территории, предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Барсова гора».

Службой выявлены два эпизода нарушения требований на территории объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Барсова Гора» (сведения о дальнейшей работе по административному делопроизводству изложено в докладе старшего инспектора Д.М. Шакирова).

МАУ «ИКНПЦ «Барсова Гора». муниципальное учреждение является районным муниципальным учреждением. Письмом от 26 февраля 2016 г. администрация Сургутского района сообщает, что это учреждение было создано для реализации полномочий по изучению, сохранению и использованию памятников истории и культуры. По этой причине в ходе проведения проверки Госкультохрана Югры включила в перечень проверяемых документов также муниципальное задание и годовой отчет указанного автономного учреждения за 2016 г. Сразу необходимо отметить, что в нарушение приказа Минфина РФ от 21 июля 2011 г. № 86н «Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением не размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта» ни задание, ни отчет учреждения в сети Интернет не размещены.

Согласно разделу «Реализация плановых целей и задач за отчетный период» МАУ «ИКНПЦ «Барсова Гора» выполняет муниципальное задание посредством:

– оказания туристско-информационных услуг (указано 5174 посещения);

– обеспечения сохранения и использования объектов культурного наследия.

По второму из этих пунктов представлены следующие отчетные данные:

«1. Предоставлена информация о наличии/отсутствии объектов культурного наследия по испрашиваемым земельным участкам (400 заключений)».

«2. Определены границы территорий 20 объектов культурного наследия».

«3. Проведена Всероссийская научно-практическая конференция с между народным участием «VI Бахлыковские чтения» по теме «Историческая память Сибирской земли: события, явления, люди»».

Все они на поверку оказались неточными.

1. Указанное количество посещений – 5174 – является числом посетителей сайта «Туристско-информационный центр Сургутского района».

Муниципальное учреждение отчитывается количеством посещений сайта, как оказание туристско-информационных услуг. На момент составления акта о проверке непосредственно сайт МАУ «ИКНПЦ «Барсова Гора» не работал.

2. Информация о наличии/отсутствии объекта культурного наследия по испрашиваемым земельным участкам должна предоставляться уполномоченным органом, а не муниципальным учреждением. Кроме того, в учреждении явно просматриваются проблемы со статисткой: в таблице отчета указано 400 заключений, в приложении же к годовому отчету о проделанной работе – 682 заключения; разница составляет 71 %.

3. Работа по определению границ территорий 20 объектов культурного наследия не могла проводиться в рамках муниципального заказа, поскольку финансировалась из окружного бюджета через Госкультохрану Югры: государственные контракты «Обследование технического состояния и установление границ территорий объектов археологического наследия, расположенных в Сургутском районе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» от 30 марта 2015 г. № 14 (7 объектов) и от 8 апреля 2016 г. № 17 (13 объектов).

В акте проверки отмечается:

а) полномочия, выполняемые МАУ «ИКНПЦ «Барсова Гора», дублируют государственные полномочия регионального органа охраны объектов культурного наследия;

б) полномочия по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия местного (муниципального) значения МАУ «ИКНПЦ «Барсова Гора» не выполняет.

В 2018 г. практика осуществления государственного надзора за полнотой и качеством выполнения органами местного самоуправления Югры полномочий по государственной охране, сохранению и использованию объектов культурного наследия и соблюдению ими обязательных требований, установленных законодательством в области охраны объектов культурного наследия, продолжится в отношении Ханты-Мансийского и Березовского районов.

Не останутся в стороне также учреждения, работающие в этой сфере. В частности, на 2018 год Госкультохраной Югры запланирована проверка деятельности МАУ «ИКНПЦ «Барсова Гора» – уже не в рамках контроля исполнения полномочий администрацией Сургутского района, а индивидуально. Проверка Прокуратурой автономного округа согласована, и размещена на сайте.

Мероприятия

по контролю за состоянием объектов культурного наследия

(мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями)

 

В отчетный период приказом Службы государственной охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.03.2017 № 1-нп «О внесении изменения в приказ Службы государственной охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 декабря 2011 года N 4-нп «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» внесены изменения в части приведения административного регламента исполнения государственной функции в соответствие с федеральным законодательством.

Дополнено исполнение государственной функции в форме следующей административной процедуры – проведение мероприятий по контролю за состоянием и систематическим наблюдением в отношении объектов культурного наследия.

В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 2 октября 2015 года № 337-п «О порядке организации и осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия» предметом мероприятий по контролю за состоянием и систематическим наблюдением объектов культурного наследия является:

оценка состояния объекта культурного наследия и (или) его территории, зоны охраны, осуществляемая в целях определения состава (перечня) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, а также сроков (периодичности) проведения таких работ;

информация, позволяющая оценить исполнение обязательных требований при осуществлении поднадзорными субъектами своей деятельности.

Содержание административных действий, входящих в состав административной процедуры:

подготовка, утверждение плана проведения мероприятий по контролю за состоянием и систематическим наблюдением в отношении объектов культурного наследия и размещение информация о ежегодных планах на официальном сайте службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения мероприятий;

подготовка и утверждение задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием и систематическим наблюдением в отношении объектов культурного наследия;

осуществление мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическим наблюдением посредством проведения в отношении объектов культурного наследия визуального осмотра, обследования, фото/видеофиксации, иных мероприятий, позволяющих оценить и зафиксировать состояние объекта культурного наследия и (или) его территории, зоны охраны;

осуществление мониторинга состояния объектов культурного наследия, их территорий, зон охраны, территорий исторических поселений, проведения работ по сохранению объектов культурного наследия;

составление и утверждение акта технического состояния объекта культурного наследия и/или заключения о наличии либо отсутствии нарушений обязательных требований

В отчетном периоде проведены мероприятия по контролю за состоянием и систематическим наблюдением, в том числе мониторинг, в отношении 474 объектов культурного наследия, составлены акты технического состояния.

Оснований для проведения внеплановых проверок в указанный период 2017 года не установлено.

На основании изложенного следует, что значительный объём работы Службы направлен на проведение мероприятий, связанных с проверкой состояния объектов культурного наследия, а не на проверку юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В ходе мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия выявлены повреждения объектов культурного наследия:

1. В рамках мероприятий по контролю за состоянием выявленных объектов культурного наследия 21.08.2017 г. сотрудником Службы государственной охраны объектов культурного наследия выявлен факт повреждения выявленных объектов культурного наследия:

-     Поселение Арантур 2;

-     Поселение Арантур 9;

-     Поселение Арантур 10;

-     Поселение Еныя 2;

-     Поселение Еныя 20.

Основные причины повреждений выявленных объектов культурного наследия, включают:

проведение работ по прокладке минерализованных (противопожарных) полос;

обустройства мест отдыха и информационных знаков, в границах указанных объектов культурного наследия.

Общая площадь зафиксированных разрушений составила 22 152,85  м2.

Выявленные объекты культурного наследия расположены в границах природного парка «Кондинские озера» (природный парк действует на основании постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26 июня 2015 года № 188-п «О положении о природном парке «Кондинские озера» - далее - Положение).

Согласно п. 1.8. Положения природный парк предназначен для сохранения водной системы озер Арантур, Понтур, Ранге-Тур Кондинского речного бассейна и прилегающих территорий с расположенными на них природными ландшафтами, памятниками истории и культуры.

П. 1.10 гласит, природный парк находится в ведении Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющего функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения (далее - Департамент).

В соответствии с п. 3.7 Положения материалы проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, планы мероприятий по противопожарному обустройству лесов, проекты освоения лесов, лесохозяйственные регламенты, документы территориального планирования автономного округа, муниципальных образований, работы по проведению дезинфекций, акарицидной обработки, условия использования природного парка согласовываются с Учреждением и Департаментом.

Указанные выше причины повреждений выявленных объектов культурного наследия допущены должностными лицами природного парка «Кондинские озера». Сведения о расположении выявленных объектов культурного наследия в распоряжении природного парка были, что также подтверждается приложением к Постановлению Правительства.

В соответствии со статьей 61 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» рассчитана стоимость мероприятий, необходимых для сохранения выявленных объектов культурного наследия, составившая 191 612 399,84 руб.

 

2. Автономным учреждением «Центр охраны культурного наследия» при подготовке проекта заключения о наличии/отсутствии выявленных объектов культурного наследия на территории, испрашиваемой по проекту: «Карьер песка №3 для АО «Каюм Нефть» общей площадью 23,4800 га, был выявлен факт частичного или полного разрушения выявленного объекта культурного наследия. 18.10.2017 г. материалы поступили в Службу, при рассмотрении материалов, заявленных АО «Каюм Нефть» установлено, что карьер № 3 расположен на территории археологического памятника - поселение «Данилова Кора 1».

27.10.2017 г., в рамках задания № 21 от 25.10.2017 г. на проведение мероприятий по контролю за состоянием выявленного объекта культурного наследия поселение «Данилова Кора 1». По итогам осмотра установлено следующее:

- объект культурного наследия практически полностью разрушен. Из 9 жилищных впадин сохранилась лишь впадина № 6. Площадь разрушения составляет 22 080 кв. м.;

- причиной разрушения памятника послужила разработка песчаного карьера, глубина которого на момент осмотра (осень 2017 г.) составляет около 2 метров в месте расположения объекта культурного наследия;

В соответствии со статьей 61 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» рассчитана стоимость мероприятий, необходимых для сохранения выявленных объектов культурного наследия, составившая 193 020 304 руб.

Все собранные материалы были направлены в Управление МВД Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре. Действия квалифицированы по ст. 243 Уголовного кодекса Российской Федерации, как уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия.

 

Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований

 

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 166 «Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения» в 2017 году Службой выданы 10 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований. В ответ на предостережения поступила информация о соблюдении обязательных требований. Возражений на выданные предостережения не поступали.

В целях совершенствования организации работы по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре Службой принят следующий приказ:

«Об утверждении Перечня правовых актов и их отдельных частей, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия».

Перечень размещен на сайте Службы в разделе «Контрольно-надзорная деятельность» - вкладка: «Перечень правовых актов и их отдельных частей, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении регионального государственного надзора».

Госкультохрана Югры на постоянной основе направляются сведения об объектах культурного наследия (памятниках археологии) выявленных в результате археологических полевых работ на территории, подлежащей хозяйственному освоению в администрации муниципальных образований и предприятия – недропользователи. В 2017 году на государственный учет поставлено 111 объектов археологического наследия.

Одним из главных мероприятий направленных на профилактику нарушений обязательных требований является выдача заключений о наличии/отсутствии объектов культурного наследия, включённых в реестр, выявленных объектов культурного наследия и объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на землях, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ и иных работ.

Подготовка заключений осуществляется в соответствии с государственным заданием, выполняемым подведомственным учреждением Госкультохраны Югры автономным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр охраны культурного наследия». По состоянию на 18.12.2017 года выдано 4245 заключений.

Дополнительным действием по профилактике правонарушений является направление сведений о границах объектов культурного наследия в ФГБУ «ФК Росреестр» для внесения в единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Работа в данном направлении началась после 15 сентября 2016 года, когда приказом Росреестра от № П/0465 внесены изменения в приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 01.08.2014 № П/369 «О реализации информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости в электронном виде».

В 2017 году приказами Службы утверждены границы 169 объектов культурного наследия федерального значения. Установленные границы позволяют предотвратить повреждение объекту культурного наследия при осуществлении хозяйственной деятельности. Помимо направления сведений в органы местного самоуправления, недропользователям, сведения направляются в Департамент по недропользованию Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (Депнедра Югры), предоставляющие участки земель лесного фонда.

Сведения об оспаривании в суде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оснований и результатов проведения в отношении их мероприятий по контролю (количество удовлетворенных судом исков, типовые основания для удовлетворения обращений истцов, меры реагирования, принятые в отношении должностных лиц органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля)

Основания и результаты проведения в отношении юридических лиц мероприятий по надзору в суде не оспаривались.

 

Анализ и оценка эффективности государственного

контроля (надзора), муниципального контроля

В 2017 году деятельность в установленной сфере характеризуется следующими показателями:

-         доля проведенных плановых проверок в процентах общего количества запланированных проверок - 100%;

-         доля заявлений Службы, направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано (в процентах общего числа направленных в органы прокуратуры заявлений) - 0%;

-         доля проверок, результаты которых признаны недействительными (в процентах общего числа проведенных проверок) - 0%;

-         доля проверок, проведенных Службой с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам Службы, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания (в процентах общего числа проведенных проверок) - 0%;

-         доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых были проведены проверки (в процентах общего количества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, деятельность которых подлежит государственному контролю в сфере историко-культурного наследия) – 0 %;

-         среднее количество проверок, проведенных в отношении одного юридического лица, индивидуального предпринимателя - 0;

-         доля проведенных внеплановых проверок (в процентах общего количества проведенных проверок) – 0 %;

-         доля правонарушений, выявленных по итогам проведения внеплановых проверок (в процентах общего числа правонарушений, выявленных по итогам проверок) - 0%;

-         доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда (в процентах общего количества проведенных внеплановых проверок) – 0 %;

-         доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений обязательных требований, с которыми связано причинение вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, с целью прекращения дальнейшего причинения вреда и ликвидации последствий таких нарушений (в процентах общего количества проведенных внеплановых проверок) – 0 %.

-         доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения (в процентах общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок) - 0%;

-         доля проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений были возбуждены дела об административных правонарушениях (в процентах общего числа проверок, по итогам которых были выявлены правонарушения) - 0%;

-         доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания (в процентах общего числа проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений возбуждены дела об административных правонарушениях) - 0%;

-         доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (в процентах общего числа проверенных лиц) - 0%;

-         доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (в процентах общего числа проверенных лиц) - 0%;

-         количество случаев причинения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (по видам ущерба) - 0;

-         доля выявленных при проведении проверок правонарушений, связанных с неисполнением предписаний (в процентах общего числа выявленных правонарушений) - 0%;

-         отношение суммы взысканных административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов (в процентах) -0%;

-         средний размер наложенного административного штрафа в том числе на должностных лиц и юридических лиц (в тыс. рублей) - 0,00 руб.;

-         доля проверок, по результатам которых материалы о выявленных нарушениях переданы в уполномоченные органы для возбуждения уголовных дел (в процентах общего количества проверок, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований) - 0%.

 

В соответствии с основными направлениями разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 года № 934-р, постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 7 сентября 2017 года № 332-п «О методике оценки результативности и эффективности контрольной (надзорной) деятельности исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Службой разработан приказ о следующем:

Об утверждении перечня и структуры показателей результативности и эффективности контрольной (надзорной) деятельности Службы государственной охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, порядка оценки результативности и эффективности контрольной (надзорной) деятельности и контроля за достижением утвержденных показателей, а также стимулирования в зависимости от их достижения сотрудниками Службы государственной охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 

Результаты оценки фактических (достигнутых) значений показателей Службы государственной охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (Госкультохрана Югры)

 

 

Наименование органа исполнительной власти:

Служба государственной охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа Югры (Госкультохрана Югры)

 

Наименование вида контрольно-надзорной деятельности:

региональный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия) 8600000010005381231

 

Негативные явления, на устранение которых направлена контрольно-надзорная деятельность:

нарушение обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятникам истории и культуры)

 

Цели контрольно-надзорной деятельности:

снижение уровня причиняемого вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере охраны объектов культурного наследия, достижение оптимального распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов и минимизация неоправданного вмешательства контрольно-надзорных органов в деятельность подконтрольных субъектов

 

Ключевые показатели

 

номер (индекс) показателя

наименование показателя

формула расчета

Результаты

Количество баллов согласно критериям присвоения балльных оценок (п/п 1, 2, 3).

 

А

Показатели результативности, отражающие уровень безопасности охраняемых законом ценностей, выражающийся в минимизации причинения им вреда (ущерба)

 

А.2.

Показатели, характеризующие материальный вред (ущерб), причиненный гражданам, организациям и государству (млн. рублей)

 

А.2.1.

Стоимость причиненного объекту культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее также ОКН) вреда (ущерба)

Согласно действующим расчетам стоимости в области охраны и

сохранения объектов культурного наследия

(млн. рублей)

384 млн. 632 703,84 руб.

 

 

Индикативные показатели

 

Б

Показатели эффективности, характеризующие уровень достижения общественно значимых результатов снижения общественно опасных последствий хозяйственной деятельности подконтрольных субъектов с учетом задействованных трудовых, материальных и финансовых ресурсов и административных и финансовых издержек подконтрольных субъектов при осуществлении в отношении них контрольно-надзорных мероприятий

 

Б.2

Эффективность контрольной (надзорной) деятельности

I  / R

 

22 148,9/22 263,1

 

0,99 %*

 

Отрицательная динамика - эффективность контрольной (надзорной) деятельности

 

 

В

Индикативные показатели, характеризующие различные аспекты контрольно-надзорной деятельности

 

В.1

Индикативные показатели, характеризующие непосредственное состояние подконтрольной сферы, а также негативные явления, на устранение которых направлена контрольно-надзорная деятельность

 

 

В.1.1

Количество субъектов, допустивших нарушения обязательных требований

абс.

5

 

 

В.1.2

Удельный вес объектов, проверенных за отчетный период, на которых были выявлены нарушения обязательных требований (%)

Н=Чн*100/Чв

 

7*100/295

2,3 %

 

 

В.1.3

Сумма возмещенного материального ущерба, причиненного субъектами хозяйственной деятельности

млн. руб.

0*

 

*расследование на момент предоставления данных не завершено

 

 

В. 1.4

Количество жалоб, поданных на действие (бездействие) должностных лиц Госкультохраны Югры по результатам проверки которых установлен факт незаконности действия (бездействия) должностных лиц Госкультохраны Югры

абс.

 

Целевое значение – 0 .

0

 

5

 

В.2

Индикативные показатели, характеризующие качество проводимых мероприятий в части их направленности на устранение максимального объема потенциального вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

 

В.2.1

Количество заявлений (обращений) с

указанием фактов нарушений,

поступивших от физических и

юридических лиц, сообщений

органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации с указанием фактов нарушений

абс.

4

 

 

В.2.2

Общее количество заявлений (обращений), по результатам рассмотрения которых органом государственного контроля (надзора) контрольно-надзорные мероприятия не были проведены

абс.

 

Целевое значение – 0 .

0

 

 

5

 

В.2.3

Доля плановых проверок, проведенных по фактам нарушений обязательных требований, с которыми связано причинение вреда (ущерба) или была создана угроза его причинения, охраняемым законом ценностям, с целью прекращения дальнейшего причинения вреда (ущерба) и ликвидации последствий таких нарушений (%)

ППа=ППв/ППс*100

0

 

 

В.2.4

Доля плановых проверок, по результатам которых не было выявлено нарушений, с которыми связано причинение вреда (ущерба) или была создана угроза его причинения, охраняемым законом ценностям (%)

ППа=ППв/ППс*100

0

 

 

В.2.5

Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений обязательных требований, с которыми связано причинение вреда (ущерба) или была создана угроза его причинения, охраняемым законом ценностям, с целью прекращения дальнейшего причинения вреда (ущерба) и ликвидации последствий таких нарушений (%)

ВПа=ВПв/ВПс*100

0

 

 

В.2.6

Доля внеплановых проверок, по результатам которых не было выявлено нарушений, с которыми связано причинение вреда (ущерба) или была создана угроза его причинения, охраняемым законом ценностям (%)

ВПа=ВПв/ВПс*100

0

 

 

В.2.7

Доля мероприятий по контролю за состоянием ОКН, проведенных по фактам нарушений обязательных требований, с которыми связано причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, с целью прекращения дальнейшего причинения вреда (ущерба) и ликвидации последствий таких нарушений (%)

КМа=КМв/КМс*100

0 %

 

 

В.2.8

Доля мероприятий по контролю за состоянием ОКН, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда (ущерба)

КМа=КМв/КМс*100

0,003 %

 

 

В.2.9

Доля проверок, мероприятий по систематическому наблюдению и мероприятий по контролю за состоянием ОКН, по результатам которых не было выявлено нарушений, с которыми связано причинение вреда (ущерба) или возникновение угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

КМа=КМв/КМс*100

 

 

288/295*100

97 %

 

 

В.3

Индикативные показатели, характеризующие параметры проведенных мероприятий

 

В.3.1

Проверки

 

В.3.1.1

Общее количество проверок

абс.

2

 

 

В.3.1.2

Общее количество плановых проверок

абс.

2

 

 

В.3.1.3

Общее количество внеплановых проверок

абс.

0

 

 

В.3.1.4

Доля проверок, на результаты которых поданы жалобы (%)

ПЖа=Жв/Пс*
100

 

0/2*100

 

 

0

 

 

В.3.1.4.1

Количество жалоб, по результатам проверок которых установлена объективность обращения

абс.

 

Целевое значение – 0 .

0

5

 

В.3.1.5

Доля заявлений органа регионального государственного контроля (надзора), направленных в органы прокуратуры, о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано (%)

За=Зв/Зс*100

0

 

 

В.3.1.6

Доля проверок, результаты которых были признаны недействительными (%)

ДПа=ДПв/ДПс*100

 

Целевое значение – 0 .

0

5

 

В.3.1.7

Доля проверок, по результатам которых материалы о выявленных нарушениях переданы в уполномоченные органы для возбуждения уголовных дел (%)

ДПа=ДПв/ДПс*100

0

 

 

В.3.1.8

Отношение суммы взысканных административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов

АШа=АШв/АШс*100

 

Целевое значение – 1/1 .

100 т.р./100 т.р.

5

 

В.3.1.9

Удельный вес выполнения плана плановых проверок (%)

В=Пп*100/Ппл

 

Целевое значение – 100 %.

100 %

5

 

В.3.2

Систематическое наблюдение

 

 

В.3.2.1

Общее количество мероприятий систематического наблюдения

абс.

2

 

 

В.3.4

Мониторинговые мероприятия, осуществляемые в рамках контрольно-надзорной деятельности (мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия)

 

В.3.4.1

Количество мероприятий по контролю за состоянием ОКН

абс.

 

Соответствие плану мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия.

295

5

 

В.3.4.2

Количество мероприятий по результатам которых материалы о выявленных нарушениях переданы в уполномоченные органы для возбуждения уголовных дел

абс.

4

 

 

В.3.5

Административные расследования

 

В.3.5.1

Количество вынесенных определений о проведении административного расследования

абс.

1

 

 

В.3.5.2

Количество административных наказаний, наложенных в результате совершения административных правонарушений, по которым были проведены административные расследования

абс.

0

 

 

В.3.6

Производство по делам об административных правонарушениях

 

В.3.6.1

Количество протоколов об административных правонарушениях

абс.

9

 

 

В.3.6.2

Количество постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении

абс.

1

 

 

В.3.6.3

Количество административных наказаний, по которым административный штраф был заменен предупреждением

абс.

0

 

 

В.3.6.4

Доля штрафов, наложенных по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях

тыс. руб.

100 000

 

 

В.3.6.5

Среднее число должностных лиц, задействованных в производстве по одному делу об административном правонарушении

А / В

1

 

 

В.3.7

Деятельность по выдаче разрешительных документов (разрешений, лицензий), рассмотрение заявлений (обращений)

 

В.3.7.1

Количество рассмотренных заявлений о предоставлении разрешения

абс.

1

 

 

В.3.7.2

Количество рассмотренных заявлений о предоставлении разрешения, по которым приняты решения об отказе в предоставлении разрешений

абс.

0

 

 

В.3.7.3

Количество рассмотренных заявлений о переоформлении разрешений

абс.

0

 

 

В.3.7.4

Количество разрешений, по которым принято решение о прекращении действия разрешений

абс.

0

 

 

В.3.7.5

Количество решений об отказе в предоставлении, продлении срока действия, переоформлении, о прекращении действия разрешения, отмененных судом

абс.

0

 

 

В.3.8

Мероприятия, направленные на профилактику нарушений обязательных требований,
включая предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований

 

В.3.8.1

Количество проведенных профилактических мероприятий

абс.

3

 

 

В.3.8.2

Количество выданных предостережений

абс.

9

 

 

В.3.8.3

Количество возражений на выданные предостережения

абс.

0

 

 

В.3.8.4

Количество субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия

абс.

2

 

 

В.3.8.5

Число проведенных организационно-методических мероприятий с сотрудниками поднадзорных субъектов (совещания, конференции, информационные письма, статьи в СМИ, на официальном сайте Госкультохраны Югры)

абс.

4

 

 

В.3.8.6

Количество уведомлений об ОКН, расположенных в границах территорий хозяйственной деятельности юридических лиц и муниципальных образований

абс.

186

 

 

В. 3.10

Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями

 

В. 3.10.1

Количество обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновение угрозы или причинения вреда ОКН

абс.

1

 

 

В. 3.10.2

Количество мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями

абс.

1

 

 

В. 3.10.3

Количество нарушений выявленных по результатам мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями

абс.

1

 

 

В. 3.10.4

Доля мероприятий по контролю по результатам, которых материалы о выявленных нарушениях переданы в уполномоченные органы для возбуждения уголовных дел (%)

ДМа=ПДв/КМс*100

 

1/1*100

100 %

 

 

В. 4

Индикативные показатели, характеризующие объем задействованных трудовых, материальных и финансовых ресурсов

 

 

 

В. 4.1

Объем финансовых средств, выделяемых в отчетном периоде из бюджетов всех уровней на выполнение функций по контролю (надзору) и осуществление разрешительной деятельности (выдача разрешений), в том числе на фонд оплаты труда с учетом начислений, командировочных расходов, расходов на проведение исследований, накладных расходов, прочих расходов

тыс. рублей

22 148,9

 

 

В. 4.2

Количество штатных единиц, всего

шт.ед.

13

 

 

В. 4.3

Количество штатных единиц, в должностные обязанности которых входит выполнение контрольно-надзорных функций и осуществление разрешительной деятельности (выдача разрешений)

шт.ед.

6

 

 

В. 4.4

Количество штатных единиц, в должностные обязанности которых входит выполнение иных функций, не связанных с осуществлением контрольно-надзорной деятельности

шт.ед.

7

 

 

В. 4.5

Количество штатных единиц, из числа указанных в рамках показателя В.4.3, прошедших в течение последних 3 лет программы переобучения или повышения квалификации

шт.ед.

6*

 

*1 сотрудник поступил на службу в 2017 году, повышение квалификации запланировано на 2018 год.

 

 

В. 4.6

Объем финансовых средств, израсходованный на информационно-коммуникационные технологии (связь, программное обеспечение, приобретение оргтехники) при осуществлении контрольно-надзорной деятельности

тыс. руб.

160 616,90*

 

 

 

*Фактические расходы в 2017 году:

Услуги связи 88 747,90 рублей

Неисключительные пользовательские права на программу для ЭВМ "Полигон Про: Карта план" 5 370 рублей

Видеорегистраторы инспекторские 64 500 рублей

Радиотелефон 1 999 рублей

 

 

 

Согласно пунктам 10-11 Порядка оценки результативности и эффективности контрольной (надзорной) деятельности и контроля за достижением утвержденных показателей, следует.

 

Определение максимально возможного результата осуществляется по формуле:

 

Fmax = 5 x n,

 

В текущем году учитываются 7 показателей, следовательно:

 

Fmax = 5 х 7

Fmax = 35

 

Итоговая оценка результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности определяется по формуле

 

Описание: base_23738_80863_4

 

где ИОов - итоговая оценка результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности;

Описание: base_23738_80863_5 - сумма балльных оценок показателей;

Fmax - значение максимально возможной итоговой балльной оценки.

 

ИОов = 1 (35 баллов)

 

Результаты оценки фактических (достигнутых) значений показателя устанавливаются по 5-балльной шкале от 1 до 5.

Где:     1 – 35 балльных оценок показателей – 5 баллов

            2 – 28-34 балльных оценок показателей – 4 балла

            3 – 21-27 балльных оценок показателей – 3 балла;

            4 – 14-20 балльных оценок показателей – 2 балла;

            5 – 0-14 балльных оценок показателей –1 балл.

 

Итоговая оценка результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности Службы государственной охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – 5 баллов.

 

 

 

 

 

Соблюдения обязательных требований

(административная практика)

 

Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» – Федеральный закон № 73-ФЗ;

Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации – Реестр.

В соответствии с часть 2 пункта 72 статьи 28.3.КоАП России должностные лица Госкультохраны Югры, уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях:

«Как делать нельзя!»

 

Статья 7.13. Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

1. Проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, на территории объекта культурного наследия, включенного в Реестр, выявленного объекта культурного наследия, даже случае отсутствия утвержденных границы объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия (нарушение требований статья 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ);

2. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов.

 

;

 

статья 9.3;

 

пункт 3 статьи 27;

 

пункт 1 статьи 34.1;

 

статья 35.1;

 

статья 36;

 

статья 45;

 

пункты 11, 12, 13 статьи 45.1;

 

глава VIII;

 

статья 56.1;

 

пункты 3, 4, 6 статьи 60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья 7.14. Организация или проведение земляных, строительных или иных работ без разрешения органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия;

Статья 7.14.1. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения;

Статья 7.14.2. Неисполнение обязанности по приостановлению работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, или работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия либо нарушить его целостность и сохранность;

Статья 7.15. Проведение археологических полевых работ без разрешения;

Статья 7.15.1. Незаконный оборот археологических предметов;

Статья 7.16. Незаконное изменение правового режима земельных участков, отнесенных к землям историко-культурного назначения;

 

Часть 1 статьи 19.4. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль);

Части 18 и 19 статьи 19.5. Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль);

Статья 19.6. Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;

Статья 19.7. Непредставление сведений (информации).

 

Кроме того, Госкультохрана Югры является органом уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьёй 7.33. КоАП России

«Уклонение исполнителя земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ либо археологических полевых работ, осуществляемых на основании разрешения (открытого листа), от обязательной передачи государству культурных ценностей, обнаруженных в результате проведения таких работ»

 

В рамках осуществления своих полномочий Госкультохраной Югры в 2017 году было возбуждено 13 административных дел, в том числе составлено протоколов – 10, прекращены по результатам административного расследования – 3.

Протоколы об административных правонарушениях составлены в отношении:

МП «Водоканал», г. Ханты-Мансийск, статья 7.13. КоАП РФ. (1 протокол). Назначено наказание в виде штрафа – 100 000 руб. Штраф уплачен.

Администрация городского поселения Барсово, статья 7.13. КоАП РФ. Материалы направлены в Сургутский районный суд. (2 протокола).

И.о. главы администрации городского поселения Барсово, статья 7.13. КоАП РФ. Материалы направлены в Сургутский районный суд. (1 протокол)

ДНТ «Барсовское», статья 7.13. Материалы направлены в Сургутский районный суд (4 протокола).

Председатель ДНТ «Барсовское», статья 7.14.2. Материалы направлены в Сургутский районный суд (2 протокола).

Таким образом, наиболее распространёнными правонарушениями в сфере охраны культурного наследия, исходя из правоприменительной практики Госкультохраны Югры в 2017 году, являются правонарушения предусмотренные статьями:

Статья 7.13. Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

Статья 7.14.2. Неисполнение обязанности по приостановлению работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, или работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия либо нарушить его целостность и сохранность.

 

Кроме того, по факту предоставления земельных участков в границах достопримечательного места «Барсова гора» Службой направлено обращение в Природоохранную прокуратуру по результатам рассмотрения которого изложенные в обращении сведения нашли своё подтверждение. В отношении должностных лиц администрации городского поселения Барсово, должностных лиц Росимущества установлены факты совершения преступлений, предусмотренных статьёй 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий».

В 2017 году Службой в правоохранительные органы направлено 3 обращения по признакам преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, «незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания».

Необходимо отметить, что уничтожение археологических памятников в результате грабительских раскопок становится более серьезной угрозой археологическому наследию, чем ущерб, который наносится в ходе хозяйственной деятельности.

В последнем случае действуют нормы законодательства об экспертизе земельных участков и проведении обязательных охранных мероприятий, упреждающих строительную деятельность, что в большинстве случаев позволяет спасти археологические объекты от разрушений.

Предотвратить же уничтожение археологического наследия кладоискателями, поисковиками и всевозможными «любителями истории», используя нормы действующего законодательства, пока не удается.

Выводы и предложения по результатам осуществления государственного контроля, в том числе планируемые на текущий год показатели его эффективности

Деятельность по контролю осуществляется службой в рамках, предоставленных действующим законодательством полномочий по основаниям, связанным с выявлением фактов нарушения юридическими лицами действующего законодательства в области историко-культурного наследия.

При формировании ежегодного плана проведения плановых проверок следует учитывать, что в пользовании юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут находиться участки, на которых располагаются десятки объектов культурного наследия. В этой связи, при оценке показателей эффективности и результативности проведения проверок следует оценивать не столько показатель проведенных проверок за год, но и количество объектов культурного наследия, в отношении которых были установлены факты нарушения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями действующего законодательства.

Следует также учитывать, что значительный объём работы Службы направлен на проведение мероприятий, связанных с проверкой состояния объектов культурного наследия, а не на проверку юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Мероприятия по государственному контролю состояния объектов культурного наследия не подпадают под положения Федерального закона от 26.12.2008. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», и, следовательно, не учитываются по форме Федерального статистического наблюдения №1- контроль.

Опубликовано: 20.10.2017 12:37        Обновлено: 07.03.2018 11:57