Размер:
Цвет:

Достопримечательное место регионального значения «Эвут Рап» в Нижневартовском районе

Достопримечательное место регионального значения
«Эвут Рап» в  Нижневартовском районе

Определяющим элементом для выделения достопримечательного места стал культовый ансамбль, расположенный на этой территории. На сегодняшний день — это один из самых крупных действующих культовых объектов Нижневартовского района (рис. 4). Ансамбль объединяет в себе несколько разных мест поклонения, связанных между собой единой культовой практикой:
– культовое место Ауэн-Ими;
– культовое место Эвыт-Ики;
– культовое место Сойем-Ики;
– культовое место Пыгыт-Ики.
Полный ритуал включает посещение всех этих мест. Согласно преданиям, эти земли считаются «святыми» и являются «угодьями духов». На них нельзя ставить палатку или чум, рыбачить, охотиться, собирать ягоды, вести вырубки.
Границы святого места, по словам местных жителей, начинаются «от впадения речки Нёух в Аган и доходят до Лягушачьего яра». Святыми считаются обе стороны реки и ее акватория на этом отрезке. С правой стороны Агана святые места тянутся вдоль р. Нёух по обеим его берегам и доходят до озера Нёух лор, из которого она берет начало. Акватории самого озера и реки также считаются священными.
Единого наименования всех «святых земель» не существует, как отмечалось выше, в литературе фигурируют такие названия как «Святой бор», «Священный бор». В картографических материалах к научной публикации О. Э. Балалаевой, посвященной священным местам хантов Средней и Нижней Оби, обследуемый культовый ансамбль, фигурирует как «Аган-Эвут-Ими-Ики» [Балалаева, 2002, с. 163]. Сами ханты нередко называют эти места Яун кутэп — ‘Середина реки’ или Охэн кутэп — ‘Середина Агана’, Ауэн-Ими Эвут Рап — ‘Матери Агана святое место’.
Культовый ансамбль Середина Агана почитается всеми аганскими хантами и ненцами и является самым значимым священным местом в бассейне реки. Помимо местного населения эти культовые места почитаются соседними тромъеганскими и пимскими хантами. По сведению информантов, на общие «сборища» иногда приезжают ханты из Ямало-Ненецкого автономного округа (из г. Муравленко).
Хранителями святых мест (л,унх мавылын, ко) могут выступать мужчины из рода Айпиных или Лейковых. В обязанности хранителя входит уход и наблюдение за святым местом, организация общего «сборища», а также сопровождение отдельного гостя на святое место, если «ему туда надо». Последним хранителем был Дмитрий Иванович Айпин (умер в сентябре 2013 г.). На сегодняшний день хранитель не выбран, по сообщениям информантов: «Пока не пришло время. На первом сборище, когда можно будет собраться шаман укажет, кто будет хранителем».
На святых местах Середина Агана проводят как коллективные, так и индивидуальные обряды. Периодичность крупных коллективных «сборищ» составляет два раза в год, обычно это происходит в холодное время года на новолуние (ориентировочно в ноябре и марте). Традиция посещать святые места зимой связана с былой труднодоступностью этих мест в летнее время. Индивидуальные посещения («по-семейному») не имеют четкой периодичности («хоть раз в месяц») и могут проходить в любое время года.
Время коллективного посещения определяет хранитель, после чего он отправляет двоих человек по стойбищам с предупреждением о дате сбора (обычно за семь дней до начала). Крупное коллективное «сборище» проходит в течение нескольких дней. За это время посещаются все культовые места Середины Агана, на каждое из которых может уходить один день. Порядок посещения обговаривается заранее между Айпиными, затем происходят приготовления (заготавливаются дрова на святом месте, раскатывается буранами снег).
По собранным нами сведениям, последнее посещение святых мест было летом 2012 г. Оно было случайным и связано с решением вопроса о покупке коровы. В течение последних трех лет святилище не посещалось из-за запрета, наступающего в результате смерти кого-либо из рода Айпиных или Лейковых, так как считается, что в это время «духи болеют». В августе 2012 г. трагически погибли Иван Дмитриевич Айпин со своей женой, в 2013 г. умер хранитель Дмитрий Иванович Айпин. Иногда такой запрет длится до трех лет, как и в нынешнем случае после смерти самого хранителя.
Как действующее святилище данная территория имеет большую значимость для сохранения традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера. При создании здесь достопримечательного места необходимо учитывать тот факт, что эта территория должна сохранить свой сакральный статус, что соответственно полностью исключает использование ее в качестве туристического объекта.
Помимо действующих культовых мест на территории достопримечательного места видны следы освоенности этого участка с древних времен. На нем расположены многочисленные объекты археологического наследия, которые включают в себя культурные слои, хорошо видимые остатки построек и сооружений на городищах, селищах и хозяйственно-промысловых объектах. К настоящему времени рекогносцировочными обследованиями территории их выявлено 39. Определена территория с наибольшей концентрацией объектов археологического наследия (рис. 5).
На территории достопримечательного места отмечено не менее 4 заброшенных поселений. Самое крупное из них — осенне-весеннее стойбище Айпиных (рис. 48). Следует полагать, что реальное количество подобных объектов гораздо больше, так как целенаправленного выявления и фиксации их не проводилось. Эти поселения иллюстрируют историю заселения и освоения этих земель, являются источником для изучения формирования и развития этнической группы хантов, населяющих данную территорию.

Опубликовано: 29.05.2017 15:22        Обновлено: 10.08.2017 17:01