Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Достопримечательное место местного (муниципального) значения «Культовое место Лунк яун той» в Сургутском районе

остопримечательное место местного (муниципального) значения
«Культовое место Лунк яун той»
в Сургутском районе
Культовое место Лунк йавэн той  «Божественной реки вершина», священное место Кэв Пупи Ики «Каменный Медведь-Хозяин».
Местонахождение объекта
Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Сургутский район, в 34,0 км к ССЗ от п. Федоровский, верхнее течение р. Люхъягун (правый приток р. Лимпас, бассейн р. Тромъеган).
Описание состояния объекта
Состояние объекта хорошее. На территории культового места не наблюдается следов техногенного воздействия, факторы разрушающего природного воздействия отсутствуют. Следов пожара не зафиксировано.

Описание объекта и вывод о его историко-культурной ценности
Имя духа/божества: Лунк йавэн той связан с родовым божеством тромъеганских хантов Комтиных – Кэв Пупи Ики («Каменный медведь-Хозяин»).
Данные о хранителях (хозяевах) культового места: хранителями священного места являются Комтины, которые до начала  промышленного нефтяного освоения проживали на прилегающей территории. С началом промышленного освоения в 1970-х гг. семьи Комтиных откочевали к северу в верховья левых притоков р. Тромъеган.
Ранг культового места; круг этнических групп, родов, семей регулярно посещающих культовое место: культовое место Лунк йавэн той имеет ранг территориально-родового священного места. С одной стороны Лунк йавэн той выполняет функции родового святилища для Комтиных, с другой стороны святилище почитают оставшиеся на прилегающей территории Кечимовы, Сопочины и Тэвлины. Помимо перечисленных родов хантов в ритуалах на святилище могут присутствовать и другие коренные жители,  связанные с постоянными паломниками брачными отношениями.
Описание обрядов, данные об их периодичности и времени проведения; дата последнего посещения с обрядовыми целями: по собранным нами сведениям на святилище Лунк йавэн той паломники проводят как коллективные, так и индивидуальные обрядово-ритуальные действия. Коллективные обрядово-ритуальные действия (мыр) происходят, как правило, вместе с посещением священного озера Имлор. При этом согласно традиции в один день люди собираются на острове озера Имлор, в другой день на Лунк йавэн той. Обычно обряды и ритуалы имеют форму коллективных молений (мыр). На них приезжают семьями, включая детей. Посещения культового места Лунк йавэн той, как и священного озера Имлор происходят регулярно, не реже одного раза в год, чаще всего зимой. До активного нефтепромыслового освоения района 1980-х гг., когда плотность коренных жителей на прилегающей территории была выше, обряды проводились чаще.
Во время коллективных жертвоприношений (мыр) происходят поклонение и принесение жертв не только Кэв Пупи Ики, но и основным божествам, почитаемым тромъеганскими хантами. Во время кровавых приношений (йыр) божествам жертвуют оленя, приклады жертвенной ткани, атласные ленты, шкуры пушных животных, деньги (монеты и банкноты), ритуальную пищу, алкоголь и пр. Во время бескровных обрядов (пори), божествам жертвуют этот же перечень приношений за исключением животных.
Индивидуальные посещения святилища не имеют четкой периодичности, и связаны с родовыми обрядами и ритуалами, к примеру, забором скола дерева для изготовления культового изображения божества-покровителя человека (зооморфное изображение Кэв Пупи Ики), выражением благодарности, прошением, обращенным к Кэв Пупи Ики. На святилище возвращают выведенные из религиозной практики деревянные культовые изображения Кэв Пупи Ики. По сведениям некоторых информантов такое изображение должны иметь не только Комтины, но и другие ханты, корни которых связаны с прилегающей территорией.
По результатам натурных работ, проведенных осенью 2014 г., мы можем сделать вывод, что обрядово-ритуальные действия проводились на святилище не позднее зимы-весны 2014 г.
Данные о времени функционирования: в настоящее время культовое место Лунк йавэн той является действующим. По собранной нами у тромъеганских хантов информации святилище функционировало как минимум на протяжении XX в.

Опубликовано: 29.05.2017 15:21        Обновлено: 10.08.2017 17:04