Размер:
Цвет:

Достопримечательное место местного (муниципального) значения «Священное место Вокы рэп» в Сургутском районе

Достопримечательное место местного (муниципального) значения
«Священное место Вокы рэп»
в Сургутском районе

Священное место Вокы рэп (Воrи рaп) «Лисий яр», священное место Воки-Рап-Явун.
Местонахождение объекта
Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Сургутский район, в 15 км к ССЗ от г. Когалым, в 7,0 км к СЗ от устья р. Вокырапъягун (левый приток р. Ингуягун), левый и правый берега р. Ингуягун.

Описание состояния объекта
Состояние объекта удовлетворительное. В левобережье р. Ингуягун на  удалении 30-80 м от берега расположен старый грунтовый карьер. От карьера к берегу подходит грунтовая дорога, используемая рыбаками. Фактором разрушающего природного воздействия является эрозия берегов р. Ингуягун. В правобережье следов техногенного воздействия не наблюдается. Следов пожара не зафиксировано.

Описание объекта и вывод о его историко-культурной ценности
Имя духа/божества: по представлениям коренного населения святилище Вокы рэп является местом божества Вокы рэп Ими (Воrи рaп Ими) – «Лисьего яра Хозяйки». Данное божество покровительствует территории  от среднего течения р. Ингуягун до верховьев, включая притоки реки.
Данные о хранителях (хозяевах) культового места: хранителями священного места являются представители тромъеганских хантов Сопочины, проживающие в верхнем течении р. Ингуягун и её притоков. В настоящее время хранителем Вокы рэп является И.И. Сопочин. В ходе полевых исследований были получены сведения о том, что на протяжении 2-й половины XX в. хранителями священного места были И.Степ. Сопочин, И.Сем. Сопочин.
Ранг культового места; круг этнических групп, родов, семей регулярно посещающих культовое место: священное место Вокы рэп имеет ранг территориально-родового. Как уже было указано выше, божество Вокы рэп Ими покровительствует хантам, проживающим в бассейне р. Ингуягун от среднего течения до её верховьев. Постоянными паломниками на священном месте являются тромъеганские ханты Сопочины, Кечимовы, Ермаковы, Тэвлины. Помимо указанных хантыйских родов во время обрядов и ритуалов святилище посещают и другие тромъеганские ханты, связанные с указанной группой брачными отношениями.
Описание обрядов, данные об их периодичности и времени проведения; дата последнего посещения с обрядовыми целями: по собранным нами сведениям на священном месте Вокы рэп паломники проводят как коллективные, так и индивидуальные обрядово-ритуальные действия. Периодичность коллективных приношений в настоящее время составляет не менее одного раза в год, чаще всего зимой. Во время таких обрядово-ритуальных действий происходят поклонения и принесение жертв не только божеству Вокы рэп Ими, но и основным божествам, почитаемым тромъеганскими хантами. Во время кровавых приношений (йыр) божествам жертвуют оленей, а также приклады жертвенной ткани, атласные ленты, шкуры пушных животных, деньги (монеты и банкноты), ведра, ритуальную пищу, алкоголь и пр. Во время бескровных обрядов (пори) божествам в жертву приносят этот же перечень за исключением животных.
Индивидуальные посещения святилища не имеют четкой периодичности и связаны с родовыми обрядами и ритуалами, к примеру, забором скола дерева для изготовления культового изображения божества-покровителя человека Вокы рэп Эви («Лисьего яра Дочка»), выражением благодарности, прошением, обращенным к Вокы рэп Ими. В ходе полевых исследований получена информация, что скол дерева для изготовления культового изображения Вокы рэп Эви берут коренные жители, проживающие и на соседних территориях. К примеру, тромъеганские ханты Ермаковы, проживающие в верхнем течении р. Айкаёган. На святилище возвращают выведенные из религиозной практики бубны и деревянные антропоморфные культовые изображения Вокы рэп Эви. Индивидуальное жертвоприношение так же как коллективное может быть кровавым (йыр) и бескровным (пори).
По результатам натурных работ, проведенных осенью 2014 г., мы можем сделать вывод, что обрядово-ритуальные действия проводились на святилище не позднее весны-лета 2014 г.
Данные о времени функционирования: в настоящее время священное место Вокы рэп является действующим. По собранной нами у тромъеганских хантов информации святилище функционировало как минимум на протяжении XX в.

Опубликовано: 29.05.2017 15:21        Обновлено: 10.08.2017 17:03