Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Достопримечательное место местного (муниципального) значения «Священное место Кат яун кут Кот Мых» в Сургутском районе


Достопримечательное место местного (муниципального) значения
«Священное место  Кат яун кут Кот Мых»
в Сургутском районе

Священное место Кат яун кут Кот Мых «Между двух рек священное место», святилище в устье р. Нятлонгаягун.
Местонахождение объекта
Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Сургутский район, в 43 км к СЗ от д. Русскинская, левый и правый приустьевые мысы р. Нятлонгаягун (левый приток р. Тромъеган).
Описание состояния объекта
Состояние объекта хорошее. На территории культового места не наблюдается следов техногенного воздействия. Следов пожара не зафиксировано. Фактором разрушающего природного воздействия является эрозия берегов рек Тромъеган и Нятлонгаягун.

Описание объекта и вывод о его историко-культурной ценности
Имя духа/божества: как уже было указано в разделе исторической справки, святилище посвящено «хозяину р. Нятлонгаягун». В ходе полевых работ персонального имени божества не зафиксировано. По представлениям восточных хантов в устьях рек «живут» божества-хозяева, покровительствующие прилегающей территории, а иногда и всего бассейна впадающей в этом месте реки. По традиционным представлениям тромъеганских хантов, в таких местах обычно обитает двое божеств – «Жена с Мужем» (Имихэн-Икихэн).
Данные о хранителях (хозяевах) культового места: в ходе исследований нам не удалось определить круг хранителей святилища. Большинство опрошенных информантов сообщают о том, что данное культовое место является общим для всех тромъеганских хантов, этим объясняя отсутствие прямых хранителей.
Ранг культового места; круг этнических групп, родов, семей регулярно посещающих культовое место: исходя из собранных нами сведений, священное место Кат яун кут Кот Мых в XX в. имело статус культового объекта, почитаемого этно-территориальной группой (тромъеганскими хантами) и являлось одним из часто посещаемых святилищ верхнего течения р. Тромъеган. Постоянными паломниками на священном месте были тромъеганские ханты, а также соседние этно-территориальные группы. Мы считаем, что своё значимое место в иерархии культовых мест тромъеганских хантов святилище получило вследствие близости к д. Кочевой, которая существовала во 2-й половине XX в. и являлась административным центром хантов верхнего течения р. Тромъеган. В настоящее время священное место в устье р. Нятлонгаягун почитается тромъеганскими хантами, несмотря на то, что крупные коллективные обряды здесь уже не проводятся.
Описание обрядов, данные об их периодичности и времени проведения; дата последнего посещения с обрядовыми целями: по собранным нами сведениям в XX в. на священном месте Кат яун кут Кот Мых проводили коллективные жертвоприношения (мыр). Во время коллективных молений на святилище приносили жертвы не только божествам-хозяевам р. Нятлонгаягун, но и основным божествам, почитаемым тромъеганскими хантами. По собранным данным в качестве приношений божествам служили олени, приклады жертвенной ткани, шкуры пушных животных, деньги, ведра и котлы, жестяные ритуальные изображения божества болезней и смерти Кын Ики, ритуальная пища, алкоголь и пр. По состоянию материальных остатков, а также на основании сведений информантов мы можем сделать вывод, что крупных коллективных жертвоприношений здесь не проводили около 20-30 лет. В 2003 г. от М.Д. Кечимова было записано воспоминание о посещении святилища в 1960-х – начале 1970-х: «Выше Кочевых, там речка Пихтовая. Это место между Кочевыми и «Высокой Елью». Мы возле устья собрались. Если вверх ехать по Тромъегану – то с правой стороны, чуть выше устья реки Пихтовой. И мы кто с Лямы приехал – оленью шкуру, материал дали. А хранитель там был. Я забыл, как его зовут. Они взамен шкуру-пешку нам дали. И, говорят: пусть там на Ляме с этой шкуры человек сделает вам бубен. Собирались на реке, а на само святилище не ходили. Хранитель говорит: «Я все туда отнесу». Прямо рядом собирались, недалеко. Там народу много было. Кто приезжал – привозили оленей колоть. Где-то рядом, видимо, был лабаз священный» [Рудь А.А. 2003 ф]. Заметим, что в ходе опросов информантов и натурного обследования священного места в 2007 и 2014 г. информация о священном лабазе не подтвердилась.
Сегодня на святилище в устье р. Нятлонгаягун ханты совершают бескровные приношения (пори). Во время этих обрядово-ритуальных действий, божествам приносят в жертву приклады жертвенной ткани, деньги, пищу, алкоголь. В ходе обследования священного места в 2014 г. на левом приустьевом мысу р. Нятлонгаягун, на песке в левобережье р. Тромъеган было зафиксировано ритуальное костровище. Мы не исключаем, что зимой ритуальное костровище, а также место ритуальной трапезы, может размещаться на льду реки около устья р. Нятлонгаягун.
По собранным нами сведениям установлено, что индивидуальные посещения святилища происходят регулярно, но не имеют четкой периодичности, т.к. связаны с личной потребностью человека. Личное подношение в виде жертвенной ткани или монет на святилище делают ханты, проезжающие по рекам Тромъеган, Нятлонгаягун летом на лодке, либо зимой на снегоходе. Вероятнее всего во время существования д. Кочевой, расположенной ниже святилища по р. Тромъеган,  посещения Кат яун кут Кот Мых с обрядово-ритуальными целями были более частыми, нежели сегодня.
По результатам натурных работ, проведенных осенью 2014 г. мы можем сделать вывод, что обрядово-ритуальные действия проводились на святилище летом 2014 г.
Данные о времени функционирования: в настоящее время священное место Кат яун кут Кот Мых является действующим. По собранной нами у тромъеганских хантов информации святилище функционировало как минимум на протяжении XX в.

Опубликовано: 29.05.2017 15:20        Обновлено: 10.08.2017 17:04