Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Достопримечательное место местного (муниципального) значения «Священное место Овыр Кол» в Сургутском районе

Достопримечательное место местного (муниципального) значения
«Священное место Овыр Кол»
в Сургутском районе

Священное место Овыр Кол  («Высокая Ель»), святилище «Овыр кох» («Высокая ель»), святилище «Отур-корх», святилище Овыр-Кол
Местонахождение объекта
Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Сургутский район, в 58,5-60,3 км к СЗ от д. Русскинская, левый и правый берега р. Тромъеган.
Описание состояния объекта
Состояние объекта хорошее. На территории культового места не наблюдается следов техногенного воздействия. В северной части культового места наблюдаются следы лесного пожара, прошедшего здесь в конце 1990-х гг. Фактором разрушающего природного воздействия является эрозия берегов р. Тромъеган.

Описание объекта и вывод о его историко-культурной ценности
Имя духа/божества: как уже было указано в исторической справке на священном месте Овыр Кол тромъеганские ханты поклоняются «Елового леса богам». В работе 1993 г. А.В. Головнев и Е.В. Перевалова сообщают, что «Овыр кох» является местом поклонения Сорни кол Ики («Золотому Духу»). В записанном нами в 2010 и 2012 г. фольклорном сюжете говорится о том, что «Высокая Ель», являющаяся главным объектом почитания на святилище – это стрела, которую поставил остриём вверх Кон Ики (сын бога-создателя Торума) во время совместного путешествия по р. Тромъеган с Эвэт Ики (божеством-покровителем бассейна р. Тромъеган) и Яун Ики (божеством-покровителем бассейна р. Большой Юган) (текст. прил. 4.1) [Рудь А.А. 2014. С. 113-121]. К сожалению указанная в отчёте А.В. Головнева и Е.В. Переваловой русскоязычная форма имени божества Сорни кол Ики затрудняет дельнейшую интерпретацию. Если хантыйская форма записана правильно, то имя божества должно быть переведено как «Золотой ели Хозяин», что и соответствует наименованию святилища. Однако исследователи переводят его как «Золотой Дух», что является одним из эпитетов упомянутого выше общеугорского божества Кон Ики, известного в мансийской культуре под именем Мир-Сусне-Хум. Из этого следует, что во время фиксации имени божества во втором  слове, произошла замена буквы и вместо Сорни кон Ики, имя было записано в форме Сорни кол Ики. [Головнёв А.В., Перевалова Е.В. 1993 ф. С.104-105]. Заметим, что упомянутый выше фольклорный сюжет и материалы А.В. Головнева и Е.В. Переваловой не противоречат друг другу и связаны с эпическими деяниями «Золотого Духа» Кон Ики, являющегося одной из главных фигур угорского пантеона божеств.
Данные о хранителях (хозяевах) культового места: Большинство опрошенных информантов сообщают о том, что данное культовое место является общим для всех тромъеганских хантов. По полученной нами информации известно, что на протяжении последних нескольких десятилетий хранителем священного места «Высокая Ель» был Е.А. Тэвлин, умерший в 2011 г. В настоящее время функции хранителя выполняет проживающий недалеко от святилища Д.Н. Покачев.
Ранг культового места; круг этнических групп, родов, семей регулярно посещающих культовое место: священное место Овыр Кол имеет ранг святилища, почитаемого этно-территориальной группой (тромъеганскими хантами) и является одним из часто посещаемых святилищ верхнего течения р. Тромъеган. Постоянными паломниками на священном месте являются тромъеганские ханты Тэвлины, Покачевы, Кечимовы, Сопочины, Ермаковы, Комтины, Русскины. Помимо этого, священное место совместно с тромъеганскими хантами могут посещать пимские, ляминские и казымские ханты, связанные с тромъеганской группой брачными отношениями и близостью проживания.

История переноса ритуальной площадки священного места Овыр Кол
В данном разделе мы хотим подробно остановиться на истории переноса ритуальной площадки святилища с целью иллюстрации разных причин переноса культового места коренными жителями. В ходе наших исследований святилища мы получили информацию о трех случаях переноса ритуальной площадки святилища Овыр Кол («Высокая Ель»). Как было указано выше,  во второй половине XX в. священное место было расположено в правобережье р. Тромъеган. Природно-ландшафтная уникальность ритуальной площадки, функционировавшей во второй половине XX в. заключалась в том, что здесь на правом берегу р. Тромъеган произрастало несколько очень высоких елей, одна из которых и являлась главным предметом культа. По сведению М.Д. Кечимова «Ель была высотой на треть выше остальных деревьев. В марте 1969 г. она ещё стояла. Мы проезжали по дороге вдоль Тромъегана. Мне её показывали». Однако в 1980-х гг. в результате урагана высокие ели на святилище упали. В среде коренных жителей это событие было воспринято как знак того, что священное место нужно покинуть. В результате шаманского камлания было определено новое место ритуальной площадки, которое находилось на р. Тромъеган, несколько поворотов вверх по течению. На этом месте ритуальная площадка, функционировала около 10 лет в конце XX в. В ходе опросов тромъеганские ханты называли эту жертвенную площадку нам как «новое место Высокой Ели». Отметим, что ритуальная площадка, функционировавшая в конце XX в., также приурочена к пойме реки, как и первая. Помимо этого и здесь произрастают ели, которые являются одним из символов святилища и предметов культа. При переносе ритуальной площадки коренными жителями было найдено место со схожими ландшафтными характеристиками (берег реки, наличие высоких елей). Однако в конце 1990-х гг. в данном месте прошёл пожар, это событие в среде хантов было воспринято как знак, того, что «боги ушли со святилища и место потеряло свою силу». Путём шаманского камлания было решено перенести место святилища ещё выше по р. Тромъеган в район устья р. Муроягун (правый приток р. Тромъеган). Это место уже имело гидроним – Сави выт рэп («Яр, где берут глину»). Однако, в ходе наших опросов информанты использовали и термин «Высокая Ель», объясняя путаницу следующим образом: «Священное место называется Сави выт рэп  потому, что в этом месте люди всегда брали глину для чувалов и хлебных печей. А сейчас там место народное, люди богам жертву приносят. Это и есть новое место Высокой Ели, или новая Высокая Ель». В середине 2000-х гг. хантыйское общество раскололось на хантов-язычников и хантов, принявших неопротестанское вероисповедание. В ходе работ на священном месте Сави выт рэп в марте 2009 г. ханты-язычники показали нам следы уничтожения прикладов жертвенной ткани. По мнению информантов, которые ссылаются на отдалённость святилища от русских рыбаков и охотников, а также на пропускной режим на нефтяных месторождениях, осквернение святилища сделали  их новообращённые сородичи.  В 2010-2011 гг. путём шаманского камлания, было определено покинуть ритуальную площадку на Сави выт рэп. В 2011-2012 гг., после смерти Е.А. Тэвлина ритуальная площадка «Высокой Ели» была перенесена Д.Н. Покачевым на новое место, которое находится на р. Тромъеган между ритуальной площадкой, функционировавшей в конце XX в. и ритуальной площадкой 2-й половины XX в. [Рудь А.А. 2003, 2004, 2005, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2014 ф].
Описание обрядов, данные об их периодичности и времени проведения; дата последнего посещения с обрядовыми целями: по собранным нами сведениям на священном месте Овыр Кол паломники проводят как коллективные, так и индивидуальные обрядово-ритуальные действия. Во время обрядов на святилище происходят поклонение и принесение жертв не только божествам-хозяевам святилища «Высокая Ель», но и основным божествам, почитаемым восточными хантами. Периодичность крупных коллективных  жертвоприношений (мыр) в настоящее время составляет не менее одного раза в год.
Во время коллективных приношений (мыр) божествам жертвуют оленей, приклады жертвенной ткани, атласные ленты, шкуры пушных животных, деньги (монеты и банкноты), ведра, жестяные ритуальные изображения божества болезней и смерти Кын Ики, ритуальную пищу, алкоголь и пр. Во время бескровных обрядов (пори), божествам в жертву приносят этот же перечень за исключением животных. В зимнее время ритуальное костровище, а также место ритуальной трапезы нередко размещается на льду р. Тромъеган.
Индивидуальные посещения святилища происходят регулярно, но не имеют четкой периодичности, так как связаны с личной потребностью человека. Личное подношение в виде жертвенной ткани или монет на святилище может сделать любой человек, проезжающий по рекам Тромъеган летом на лодке, либо зимой по «хантыйской дороге», походящей в 150-300 м к З от «Высокой Ели».
По результатам натурных работ, проведенных осенью 2014 г., мы можем сделать вывод, что обрядово-ритуальные действия проводились на святилище зимой 2013-2014 г.
Данные о времени функционирования: в настоящее время священное место Овыр Кол («Высокая Ель») является действующим. По собранной нами у тромъеганских хантов информации святилище функционировало как минимум на протяжении XX в.

Опубликовано: 29.05.2017 15:20        Обновлено: 29.05.2017 15:31