Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Достопримечательное место местного (муниципального) значения «Священное место Яун той Кот Мых» в Сургутском районе

Достопримечательное место местного (муниципального) значения
«Священное место Яун той Кот Мых»
в Сургутском районе

Священное место Яун той Кот Мых («Вершины реки священное место»), святилище «Яун-той-кат-мых-ики», священное место Торум-Яун-Кот-Мых.
Местонахождение объекта
Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Сургутский район, в 65 км к ССВ от п. Нижнесортымский, в 12,2 км к ССЗ от вахтового поселка Северный, в 4,75 км к СЗ от устья р. Ай-Тромъеган; левый и правый берега р. Тромъеган.
Описание состояния объекта
Состояние объекта хорошее. На территории культового места не наблюдается следов техногенного воздействия. Факторы разрушающего природного воздействия отсутствуют. Следов пожара не зафиксировано.

Описание объекта и вывод о его историко-культурной ценности
Имя духа/божества: по представлениям тромъеганских хантов святилище является местом поклонения главному божеству верховий р. Тромъеган  Яун той Кот Мых Ики («Вершины реки священного места Хозяину») и его жене Яун той Кот Мых Ими. Упомянутая в разделе ландшафтной характеристики возвышенность в левобережье р. Тромъеган является сакральным центром культового места и воспринимается коренными жителями как «дом» божеств. По традиционным представлениям информантов Яун той Кот Мых Ики является хозяином всех верховьев р. Тромъеган и Ай-Тромъеган, начиная от устья р. Ай-Тромъеган. Ещё в конце XX в. для хантов действовал запрет постоянного проживания на указанной территории. Связь почитаемого природного ландшафта с мифологией тромъеганских хантов содержится в одном из записанных нами фольклорных сюжетов (текст. прил. 4.1) [Рудь А.А. 2014. С. 113-121]. Отметим, что в «Пояснительной записке и аннотированных списках культовых объектов Сургутского и Нефтеюганского районов ХМАО» авторы сообщают о том, что святилище посвящено сыну «обского мужика» и «водяной бабы» [Кардаш О.В., Ивасько Л.В. 1995. С 12]. Эти сведения до сих пор не подтверждаются тромъеганскими хантами.
Данные о хранителях (хозяевах) культового места: хранителями священного места на протяжении 2-й половины XX в. были представители тромъеганских хантов – Покачевы и Сопочины, проживающие в верхнем течении р. Тромъеган. Однако в связи с нефтяным освоением в конце 1980-х – начале 1990-х гг. в район священного места переселились Рынковы, проживавшие до этого в бассейне р. Вынга в междуречье Пима и Тромъегана. В настоящее время, несмотря на то, что Рынковы не являются тромъеганскими хантами, роль хранителей выполняют они. Одной из причин смены хранителей является переход во 2-й половине 2000-х гг. в неопротестанское вероисповедание некоторых тромъеганских хантов, в том числе некоторых семей Покачевых и Сопочиных.
Ранг культового места; круг этнических групп, родов, семей регулярно посещающих культовое место: священное место Яун той Кот Мых имеет ранг святлища, почитаемого этно-территориальной группой (тромъеганскими хантами) и является самым значимым священным местом в верховье р. Тромъеган.  Постоянными паломниками на священном месте являются тромъеганские ханты Кечимовы, Сопочины, Ермаковы, Тэвлины, Комтины, Покачевы, Русскины, Мултановы, а также Рынковы, проживающие в верхнем течении рек Тромъеган и Пим. Помимо тромъеганских хантов, священное место почитается соседними пимскими, казымскими и ляминскими хантами, связанными с тромъеганской группой брачными отношениями и близостью проживания. По сведению информантов ранее среди паломников были и аганские ханты.
Описание обрядов, данные об их периодичности и времени проведения; дата последнего посещения с обрядовыми целями: по собранным нами сведениям на священном месте Яун той Кот Мых паломники проводят как коллективные, так и индивидуальные обрядово-ритуальные действия. Периодичность крупных коллективных  жертвоприношений (мыр) в настоящее время составляет не менее одного раза в год. Во время коллективных жертвоприношений происходят поклонение и принесение жертв не только Яун той Кот Мых Ики и его жене, но и основным божествам, почитаемым тромъеганскими хантами. Во время кровавых приношений (йыр) божествам жертвуют чаще всего оленей, а также приклады жертвенной ткани, атласные ленты, шкуры пушных животных, деньги (монеты и банкноты), ведра и котлы, жестяные ритуальные изображения божества болезней и смерти Кын Ики, ритуальную пищу, алкоголь и пр. Во время бескровных обрядов (пори), божествам в жертву приносят этот же перечень за исключением животных.
Индивидуальные посещения святилища не имеют четкой периодичности, и связаны с родовыми обрядами и ритуалами, к примеру, забором скола дерева для изготовления культового изображения божества-покровителя Яун той Кот Мых Ики и его жены, выражением благодарности, прошением, обращенным к божествам. Помимо этого на святилище возвращают выведенные из религиозной практики деревянные антропоморфные культовые изображения и бубны. В связи с тем, что Рынковы сейчас выполняют функции хранителей святилища, именно они делают из скола дерева культовое изображение для обратившихся паломников. Индивидуальное жертвоприношение так же как коллективное может быть кровавым (йыр) и бескровным (пори).
По результатам натурных работ, мы можем сделать вывод, что обрядово-ритуальные действия проводились на святилище не позднее весны-лета 2014 г.
Данные о времени функционирования: в настоящее время священное место Яун той Кот Мых является действующим. По собранной нами у тромъеганских хантов информации святилище функционировало как минимум на протяжении XX в.

Опубликовано: 29.05.2017 15:20        Обновлено: 29.05.2017 15:34