Размер:
Цвет:

Достопримечательное место регионального значения «Ляминская Священная гора» в Сургутском районе

Достопримечательное место регионального значения
«Ляминская Священная гора»
в Сургутском районе
Священная территория Йымынг (Священная гора), священное место Лемынг-Эвут-Ими-Ики, священное место Ляминская гора («Ляминского Хозяина Священная гора»), «Святая гора».
Описание состояния объекта
Состояние объекта удовлетворительное. На всей территории культового места наблюдаются следы лесного пожара, прошедшего здесь в 2012 г. На площади объекта фиксируются следы антропогенного воздействия в виде  просек, грунтовой дороги и ям-шурфов, сделанных с целью забора грунта. Фактором разрушающего природного воздействия является эрозия правого коренного берега р. Лямин.

Описание объекта и вывод о его историко-культурной ценности
Имя духа/божества:
По собранным нами сведениям Священная гора является местом поклонения божеству-покровителю р. Лямин – Лимын Ики  и его жене. В собранных О.Э. Балалаевой материалах подтверждается эти сведения. Зафиксированное исследователем название священного места Лемынг-Эвут-Ими-Ики переводится как «Ляминской Священной горы Хозяйка с Хозяином».
Данные о хранителях (хозяевах) культового места: в ходе исследований нам не удалось определить круг хранителей священного места. Большинство опрошенных информантов сообщают о том, что культовое место является общим для всех коренных жителей, проживающих на р. Лямин. В 2003 г. во время полевых исследований на реках Лямин 2-й и Лямин 3-й была получена информация о том, что функции хранителей выполняют Вандымовы, проживающие рядом со святилищем на р. Лямин 3-й. Однако тогда же информанты указали, что эти функции семья Вандымовых несёт по причине близости проживания к Священной горе.
Ранг культового места; круг этнических групп, родов, семей регулярно посещающих культовое место: по собранным нами сведениям, а также материалам проведённых ранее исследований можно говорить о том, что Священная гора имеет ранг культового места, почитаемого несколькими этно-территориальными группами. Увал в районе «развилки Лям» имеет сакральный статус для хантов и лесных ненцев, проживающих в настоящее время на Лямине, Казыме, Назыме, Пиме, Тромъегане, и, возможно, для лесных ненцев на Агане. Заметим, что в середине XIX в – начале XX в. плотность коренного населения на р. Лямин была невысокой, а этнический состав был представлен преимущественно лесными ненцами [Кастрен М.А. 1999. С.57-58]. Лишь в низовьях реки проживала семья пимского ханта Павла Каюкова [Дунин-Горкавич А.А. 1996. Т.II, С. 115]. Для коренных жителей разных этно-территориальных групп значимость поклонения божеству-покровителю р. Лямин связана не только с родовыми обрядами, но и в связи с поездками на зимнюю охоту в бассейн р. Лямин.
Описание обрядов, данные об их периодичности и времени проведения; дата последнего посещения с обрядовыми целями: по собранным нами сведениям на Священной горе паломники проводят как коллективные, так и индивидуальные обрядово-ритуальные действия. Сведений о проведении на святилище крупных коллективных жертвоприношений (мыр) в последние несколько десятилетий не имеется. Возможно, это связано с небольшой плотностью хантов и лесных ненцев, постоянно проживающих в бассейне р. Лямин. Однако жертвоприношения, совершаемые небольшими группами аборигенов (несколько семей), происходят на святилище с регулярностью несколько раз в год. Во время этих обрядово-ритуальных действий происходят поклонение и принесение жертв не только Лимын Ики и его жене, но и основным божествам, почитаемым хантами и лесными ненцами. Во время кровавых приношений (йыр) божествам жертвуют оленей, а также приклады жертвенной ткани, шкуры пушных животных, деньги (монеты и банкноты), ведра и котлы, ритуальную пищу, алкоголь и пр. Во время бескровных обрядов (пори) божествам в жертву приносят этот же перечень за исключением животных.
Индивидуальные посещения святилища не имеют четкой периодичности и связаны с личными и промысловыми ритуалами, к примеру, забором скола дерева для изготовления культового изображения Лимын Ики, выражением благодарности за удачную охоту. Личное подношение в виде жертвенной ткани или монет могут сделать коренные жители, проезжающие по реке Лямин на лодке.
Данные о времени функционирования: в настоящее время Священная гора продолжает функционировать как сакральное место коренных жителей – хантов и лесных ненцев. По имеющимся письменным источникам святилище функционировало как минимум с начала XX в.

Опубликовано: 29.05.2017 15:19        Обновлено: 29.05.2017 15:27