Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Достопримечательное место регионального значения «Священное место Тлятты яун ури» в Сургутском районе

Достопримечательное место регионального значения
«Священное место Тлятты яун ури»
в Сургутском районе

Культовый ансамбль при устье р. Тляттыягун, священное место Тлятты Яун Оум), священное место Лятты-Яун.
Местонахождение объекта
Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Сургутский район, в 2 км к С от д. Русскинская, в 0-0,55 км к С от устья р. Тляттыягун, левый и правый берега р. Тляттыягун.
Описание состояния объекта
Состояние объекта хорошее. На территории культового места не наблюдается следов техногенного воздействия. Следов пожара не зафиксировано. Фактором разрушающего природного воздействия является эрозия берегов рек Тромъеган и Тляттыягун.

Описание объекта и вывод о его историко-культурной ценности
Имя духа/божества: по представлениям тромъеганских хантов святилище является местом поклонения божествам-хозяевам устья р. Тляттыягун. В ходе опросов информантов было зафиксировано их имя – Тлятты яун оун Вонт Лункэт «Устья Покачевской реки Лесные Божества». Однако, получить сведения о территории, находящейся под их патронажем не удалось. По традиционным представлениям многих опрошенных информантов устья рек являются местом обитания божеств покровительствующих прилегающей территории, а иногда всего бассейна впадающей в этом месте реки. Можно предположить, что указанные божества являются родовыми для Русскиных, проживающих на прилегающей территории не менее 100 лет. Однако при натурных обследованиях культового ансамбля при устье р. Тляттыягун деревьев с характерными следами сколов не обнаружено. По информации, полученной от С.В. Кечимова, местные ханты Русскины берут скол дерева для изготовления культового изображения божеста-покровителя не из устья р. Тляттыягун, а со священного места, расположенного на старице Энтльурий (Русскин ури). Это служит указанием на то, что речь идёт всё-таки о разных божествах.
Данные о хранителях (хозяевах) культового места: в ходе исследований нам не удалось определить круг хранителей святилища. Большинство опрошенных информантов сообщают о том, что данное культовое место является общим для всех тромъеганских хантов, этим объясняя отсутствие прямых хранителей. Исходя из того, что святилище находится рядом с д. Русскинской, на месте которой стояло одно из стойбищ Русскиных, можно предположить, что в прошлом хранителями культового места могли быть представители этого рода.
Ранг культового места; круг этнических групп, родов, семей регулярно посещающих культовое место: культовый ансамбль при устье р. Тляттыягун имеет ранг святилища, почитаемого этно-территориальной группой (тромъеганскими хантами) и является одним из часто посещаемых святилищ среднего течения р. Тромъеган. Постоянными паломниками на священном месте являются тромъеганские ханты Кечимовы, Сопочины, Ермаковы, Тэвлины, Комтины, Покачевы, Русскины, Мултановы. Помимо этого, культовый ансамбль при устье р. Тляттыягун посещается соседними пимскими, аганскими, а иногда казымскими и ляминскими хантами во время посещения д. Русскинской.
Мы считаем, что своё значимое место в иерархии культовых мест тромъеганских хантов святилище получило вследствие близости к д. Русскинской, которая сегодня является административным центром верхнего и среднего течения р. Тромъеган. До нефтяного освоения, рядом с культовым ансамблем проходила одна из зимних дорог хантов, ведущая в верхнее течение р. Тромъеган и далее к водоразделу с реками Пур и Надым. Расположение священного места рядом с этой дорогой непосредственно перед почитаемой  рекой Тромъеган, которая переводится с хантыйского языка как «Река Торума» может быть ещё одним объяснением его высокого статуса.
Описание обрядов, данные об их периодичности и времени проведения; дата последнего посещения с обрядовыми целями: по собранным нами сведениям в устье р. Тляттыягун паломники проводят как коллективные, так и индивидуальные обрядово-ритуальные действия. Во время обрядов на святилище происходят поклонение и принесение жертв не только божествам-хозяевам – Тлятты яун оун Вонт Лункэт, но и основным божествам, почитаемым восточными хантами.
Во время коллективных приношений (мыр) божествам жертвуют оленей, приклады жертвенной ткани, атласные ленты, шкуры пушных животных, деньги (монеты и банкноты), жестяные ритуальные изображения божества болезней и смерти Кын Ики, ритуальную пищу, алкоголь и пр. Во время бескровных обрядов (пори), божествам в жертву приносят этот же перечень за исключением животных. В зимнее время ритуальное костровище, а также место ритуальной трапезы нередко размещаются на льду р. Тляттыягун около устья (граф. прил. 3.3, рис.16).
По собранной информации периодичность крупных коллективных жертвоприношений (мыр) в первом десятилетии XXI в. составляла один раз в несколько лет, в зимнее время. В ходе натурного обследования 2014 следов недавних кровавых жертвоприношений (йыр) не зафиксировано. В силу близости к д. Русскинская культовый ансамбль часто посещается с обрядово-ритуальными целями небольшими группами паломников как во время деловых поездок в деревню, так и в период светских общественных мероприятий, таких как день оленевода. Индивидуальные посещения святилища происходят регулярно, но не имеют четкой периодичности, что связано с личной потребностью человека. Личное подношение в виде жертвенной ткани или монет на святилище может сделать человек проезжающий по рекам Тромъеган, Тляттыягун летом на лодке, либо зимой на снегоходе.
По результатам натурных работ, проведенных осенью 2014 г., мы можем сделать вывод, что обрядово-ритуальные действия проводились на святилище летом 2014 г.
Данные о времени функционирования: в настоящее время культовый ансамбль при устье р. Тляттыягун является действующим. По собранной нами у тромъеганских хантов информации святилище функционировало как минимум на протяжении XX в.

Опубликовано: 29.05.2017 15:19        Обновлено: 29.05.2017 15:32