Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Достопримечательное место регионального значения «Священное место Кор Воч Эвэт» в Сургутском районе

Достопримечательное место регионального значения
«Священное место Кор Воч Эвэт»
в Сургутском районе

Священное место Кор Воч Эвэт («Священная гора с городом на болоте»), историко-культурный комплекс «Святое».
Местонахождение объекта
Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Сургутский район, в 25,8 км к ССВ от п. Федоровский, в 24,5 км к ЗСЗ от п. Тром-Аган (п. Юбилейный), в 7,5 км к ЗСЗ от д. Ермакова (нежилая), в 4,4 км к З от устья р. Вачингурийягун, правый берег р. Вачингурийягун (правый приток р. Тромъеган), вторая правая надпойменная терраса р. Тромъеган (граф. прил. 1.1).
Описание состояния объекта
Состояние объекта удовлетворительное. На всей площади культового места, за исключением территории ритуальной площадки, наблюдаются следы лесозаготовок и лесного пожара, прошедших здесь на рубеже 1970-1980-х гг. В восточной части пролегает грунтовая дорога, которая доходит до южной границы ритуальной площадки.

Описание объекта и вывод о его историко-культурной ценности
Имя духа/божества: священное место связано с верховным божеством р. Тромъеган – Эвэт Ики («Священной горы Хозяин»),  и является местом, откуда берут скол дререва для изготовления его культовых изображений. Связь городища «Святое» с культовым местом прослеживается в представлениях тромъеганских хантов о том, что археологический комплекс является «зимним домом», «крепостью» Эвэт Ики.
Данные о хранителях (хозяевах) культового места: хранителями священного места являются Кечимовы, которые, по представлениям информантов, ведут свое родство от Эвэт Ики. До 2004 г. ответственным за священное место был П.И. Кечимов. В настоящее время хранителем является А.В. Кечимов.
Ранг культового места; круг этнических групп, родов, семей регулярно посещающих культовое место: Кор Воч Эвэт имеет ранг культового места, почитаемого этно-территориальной группой (тромъеганскими хантами).  Постоянными паломниками на священном месте являются тромъеганские ханты Кечимовы, Сопочины, Ермаковы, Тэвлины, Комтины, Покачевы, Русскины, Мултановы и др. Помимо тромъеганских хантов, священное место почитается пимскими и аганскими хантами, связанными с тромъеганской группой брачными отношениями и близостью проживания.
Описание обрядов, данные об их периодичности и времени проведения; дата последнего посещения с обрядовыми целями: по собранным нами сведениям на священном месте Кор Воч Эвыт паломники проводят как коллективные, так и индивидуальные обрядово-ритуальные действия. Периодичность крупных коллективных  жертвоприношений (мыр) в настоящее время составляет не менее одного раза в год и происходит чаще всего зимой. Во время коллективных жертвоприношений происходят поклонение и принесение жертв не только Эвэт Ики, но и основным божествам, почитаемым тромъеганскими хантами. Во время кровавых приношений (йыр) божествам жертвуют оленей, а также приклады жертвенной ткани, атласные ленты, шкуры пушных животных, деньги (монеты и банкноты), ведра и котлы, ритуальную пищу, алкоголь и пр. Во время бескровных обрядов (пори) божествам в жертву приносят этот же перечень за исключением животных.
Индивидуальные посещения святилища проводятся представителями рода Кечимовых, не имеют четкой периодичности. Такие визиты связаны с родовыми обрядами и ритуалами,  к примеру, забором скола дерева для изготовления культового изображения божества-покровителя Эвэт Ики, выражения благодарности, прошение, обращенное к нему. Помимо этого, на святилище возвращают выведенные из религиозной практики деревянные культовые изображения и бубны. Индивидуальное жертвоприношение, так же как коллективное, может быть кровавым (йыр) и бескровным (пори).
По результатам натурных работ, мы можем сделать вывод, что обрядово-ритуальные действия проводились на святилище не позднее весны-лета 2014 г.
Данные о времени функционирования: в настоящее время священное место Кор Воч Эвыт является действующим. По собранной нами у тромъеганских хантов информации святилище функционировало как минимум на протяжении XX в. По мнению Г.П. Ведмидя существование святилища в границах историко-культурного комплекса «Святое» можно отнести к XIX-XX в [Ведмидь Г.П. 2002 ф. С. 24].

Опубликовано: 29.05.2017 15:19        Обновлено: 29.05.2017 15:29