Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Достопримечательное место регионального значения «Священная территория Йим Воч Ими» в Сургутском районе

Достопримечательное место регионального значения
«Священная территория Йим Воч Ими»
в Сургутском районе

Священная гряда Йим Воч Ими («Женщина священного города»), священная территория Йим Воч Ими Мых (Йим Воi Ими м3p) («Священного города Хозяйки земля»), городище Ляминский Им воч.
Местонахождение объекта
Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Сургутский район, в 8,3-9,5 км к ЮЮВ от п. Горный, в 6,15-7,22 км к ЮВ от устья р. Кедровая (левый приток р. Лямин), правый и левый берег р. Лямин.

Имя духа/божества:
По собранным материалам святилище является местом  поклонения Йим Воч Ими (Йим Воi Ими) «Священного города Хозяйке» – божеству-покровителю нижнего течения р. Лямин. По традиционным представлениям хантов, её территория начинается от устья реки и простирается до среднего течения (до района памятного места Семилиственный яр, по южной оконечности которого в настоящее время проходит автодорога ОАО «Сургутнефтегаз» г. Лянтор – Рогожниковское м/р.).
Данные о хранителях (хозяевах) культового места: в ходе исследований нам удалось определить примерный круг хранителей Йим Воч Ими. В середине ХХ в. хранителями культового места являлись представители одного из ответвлений пимских хантов Кантеровых, проживавших в левобережье среднего течения р. Лямин. Во второй половине XX в.  хранителем святилища был С.П. Песиков, проживавший на р. Кедровой в левобережье нижнего течения р. Лямин.  В настоящее время род Песиковых пресекся по мужской линии, а потомки упомянутых Кантеровых перешли в неопротестантское вероисповедание, поэтому сегодня вопрос о преемственности хранителей остаётся открытым.
Ранг культового места; круг этнических групп, родов, семей регулярно посещающих культовое место: по собранным нами сведениям в настоящее время культовое место Йим Воч Ими имеет ранг территориально-родового для хантов Песиковых и одного из ответвлений рода Кантеровых. В последние 20 лет культовый ансамбль посещали представители Песиковых, Кантеровых и, возможно, Колывановых, проживающих в левобережье нижнего течения реки Лямин. Также  имеются сведения, о том, что во второй половине XX в. святилище почиталось проживающими на р. Лямин хантами и лесными ненцами. Поэтому ранг святилища в XX в. можно определить как священное место, почитаемое несколькими этно-территориальными группами и этносами.
Описание обрядов, данные об их периодичности и времени проведения; дата последнего посещения с обрядовыми целями:
По сведениям информантов в середине ХХ в. на культовом месте Йим Воч Ими регулярно происходили как бескровные поклонения (пори), так и жертвоприношения (йыр) посвящённые «Священного города Хозяйке». Обрядово-ритуальные действия происходили в левобережье р. Лямин на песке. Сведений о проведении здесь крупных коллективных жертвоприношений (мыр) во второй половине XX в. не имеется. На сегодняшний день на культовом месте происходят обрядово-ритуальные действия небольших коллективов паломников (одна-две семьи), а также индивидуальные приношения и моления. Во время этих обрядово-ритуальных действий происходят поклонение и принесение жертв не только Йим Воч Ими, но и основным божествам, почитаемым хантами.
Во время посещений священного места для «Священного города Хозяйки» проводят бескровное приношение (пори). При проведении этих обрядов и ритуалов коренные жители жертвуют приклады жертвенной ткани, деньги (монеты и банкноты), ритуальную пищу, алкоголь и пр. Индивидуальные посещения святилища не имеют четкой периодичности и связаны с личными и промысловыми ритуалами, к примеру, выражением благодарности, прошением, обращенным к Йим Воч Ими. Личное подношение в виде монет делают коренные жители, проезжающие по реке Лямин на лодке. В 2011 г. от В.Я. Кантерова, проживающего в бассейне р. Пим, было получено сообщение, что в 1993 г. он став хранителем родовых святынь, увозил в район Йим Воч Ими выведенное из религиозной практики деревянное антропоморфное изображение, принадлежащее ранее одной из родственниц. По его сообщению, скол дерева для изготовления данного культового изображения брали с территории Йим Воч Ими [Рудь А.А. 2011 ф]. Однако в ходе натурных обследований, проведенных в разные годы деревьев со следами сколов, а также выведенных из религиозной практики культовых изображений не обнаружено.
Данные о времени функционирования: в настоящее время  Йим Воч Ими продолжает функционировать как культовое место, почитаемое хантами р. Лямин. По имеющимся письменным источникам святилище функционировало с начала XX в.

Опубликовано: 29.05.2017 15:19        Обновлено: 29.05.2017 15:30