Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Достопримечательное место местного (муниципального) значения «Священное место Йымынг рэп-Йымынг соим» в Сургутском районе

Культовый ансамбль близ п. Юбилейный, священное место Йымынг рэп, священное место Йымынг-Саим, святилище Йымынг рэп-Йымынг соим, священная гора Эвыт рап около п. Юбилейный.
Местонахождение объекта
Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Сургутский район, в 1,5-3,0 км к ЗСЗ от п. Тром-Аган, в 4,35-5,25 км к ЗЮЗ от устья р. Ингуягун, правый берег р. Тромъеган.
Описание состояния объекта
Состояние объекта удовлетворительное. На территории культового места наблюдаются следы лесного пожара, прошедшего здесь после 2011 г. Фактором разрушающего природного воздействия является эрозия правого коренного берега р. Тромъеган.

Описание объекта и вывод о его историко-культурной ценности
Имя духа/божества: согласно опубликованных и архивных сведений, культовый ансамбль близ п. Юбилейный является местом поклонения божеству-покровителю р. Тромъеган – Эвэт Ики. Однако мы не исключаем, что по традиционным представлениям хантов у составляющих культовый ансамбль ритуальных площадок  («Священный яр» и «Священный овраг») в прошлом были индивидуальные божества-хозяева.
Данные о хранителях (хозяевах) культового места: в ходе полевых исследований выявлено, что в XX в. хранителями культового ансамбля был род местных тромъеганских хантов Имсановых (Юмсановых). Однако на сегодняшний день этот род пресекся по мужской линии. В настоящее время  функции хранителей святилища выполняют Сопочины, проживающие в п. Тром-Аган и на стойбищах, расположенных рядом.
Ранг культового места; круг этнических групп, родов, семей регулярно посещающих культовое место: культовый ансамбль близ п. Юбилейный имеет ранг святилища, почитаемого этно-территориальной группой (тромъеганскими хантами) и является одним из часто посещаемых святилищ нижнего течения р. Тромъеган. Постоянными паломниками на священном месте являются тромъеганские ханты Сопочины, Кечимовы, Юмсановы, Ермаковы, Русскины, Мултановы. Помимо этого, святилище посещается аганскими хантами во время посещения  п. Тром-Аган. Одним из мотивов посещения священного места аганскими хантами нам указал Я.К. Сопочин: «Сейчас на Йымынг рэп люди, которые едут из Агана или с Русскинских, копейки кидают, ткани вывешивают. Или, например, приезжает человек с Агана, у него нет возможности добраться до Эвэт. Он привозит сюда оленя, призывает Эвэт Ики и приносит жертву ему».
Описание обрядов, данные об их периодичности и времени проведения; дата последнего посещения с обрядовыми целями: по собранным нами сведениям на культовом ансамбле близ п. Юбилейный коренные жители проводят как коллективные, так и индивидуальные обрядово-ритуальные действия. Отметим, что приветственные приклады жертвенной ткани и монеты, проезжающие по реке ханты вывешивают в самой высокой западной части «Священного яра», а крупные обрядово-ритуальные действия происходят на территории  «Священного оврага». Во время обрядов и ритуалов на культовом ансамбле происходит поклонение и принесение жертв не только божеству-покровителю р. Тромъеган – Эвэт Ики, но и основным божествам, почитаемым восточными хантами.
Во время коллективных приношений (мыр) божествам жертвуют оленей, приклады жертвенной ткани, атласные ленты, шкуры пушных животных, деньги (монеты и банкноты), ведра, ритуальную пищу, алкоголь и пр. Во время бескровных обрядов (пори), божествам приносят в жертву этот же перечень за исключением животных. Не исключено, что в зимнее время ритуальное костровище, а также место ритуальной трапезы может размещаться на льду р. Тромъеган около устья «Священного оврага».
Индивидуальные посещения святилища не имеют четкой периодичности и связаны с родовыми обрядами и ритуалами, к примеру, забором скола дерева для изготовления   культового изображения божества-покровителя, выражением благодарности, прошением, обращенным к Эвэт Ики.
По собранной информации, а также анализу материальных остатков на «Священном овраге» периодичность крупных коллективных жертвоприношений (мыр) на культовом ансамбле в настоящее время составляет не реже одного раза в год.
Из-за  близости к п. Тром-Аган культовый ансамбль часто посещается с обрядово-ритуальными целями небольшими группами паломников: как во время деловых поездок в поселок, так и в период светских общественных мероприятий, таких как день оленевода. Проезжающий по реке Тромъеган на моторной лодке или снегоходе человек может сделать личное подношение, как на Йымынг рэп «Священном яру», так и на Йымынг соим «Священном овраге».
По результатам натурных работ, проведенных осенью 2014 г., мы можем сделать вывод, что обрядово-ритуальные действия на территории «Священного оврага» и на «Священном яру» проводились  весной-летом 2014 г.
Данные о времени функционирования: в настоящее время культовый ансамбль является действующим. По собранной нами у тромъеганских хантов информации святилище функционировало как минимум на протяжении XX в.

Опубликовано: 24.04.2017 14:22        Обновлено: 24.04.2017 15:27