Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Достопримечательное место местного (муниципального) значения «Священное место Вать яун Кот Мых» в Сургутском районе

Святое место на р. Ватъеган, священное место Вать яун Кот-Мых  («Узкой реки священное место»).
Местонахождение объекта
Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Сургутский район, в 57 км к В от г. Когалым, в 22 км к ЮЮЗ от вахтового п. Повховский, левый берег р. Ватьёган (правый приток р. Аган).
Описание состояния объекта
Состояние объекта хорошее. В районе ритуальной площадки  наблюдаются следы одноразового проезда тяжелой гусеничной техники. Других следов техногенного воздействия не зафиксировано. Факторы разрушающего природного воздействия отсутствуют. Следов пожара не зафиксировано.

Описание объекта и вывод о его историко-культурной ценности
Имя духа/божества: по собранным нами сведениям святое место на р. Ватьеган – Вать яун Кот Мых («Узкой реки священное место») является местом поклонения божеству-покровителю среднего течения р. Ватьёган. В 2006 г от Д.И. Айпина было зафиксировано одно из его имён Вать яун Кот Мых Лунк – «Узкой реки священного места Божество». В ходе этнографических исследований более точных сведений не получено.
Данные о хранителях (хозяевах) культового места: в ходе исследований нам не удалось определить круг хранителей священного места. По сообщению аганских и тромъеганских информантов хранителями святилища являются проживающие рядом с ним коренные жители. По указанному признаку наиболее близко проживающими к священному месту Вать яун Кот Мых являются семьи аганских лесных ненцев Айваседа, Ничу и семьи аганских хантов Сардаковых.
Ранг культового места; круг этнических групп, родов, семей регулярно посещающих культовое место: Вать яун Кот Мых имеет ранг территориального святилища. По собранным материалам «Узкой реки священного места Божество» покровительствует коренным жителям, проживающим в среднем течении р. Ватьёган. Постоянными паломниками на священном месте являются аганские ханты и лесные ненцы, проживающие рядом со святилищем. Помимо аганских хантов и лесных ненцев во время обрядов и ритуалов святилище могут посещать тромъеганские ханты, связанные с указанной группой брачными отношениями и соседством проживания.
Описание обрядов, данные об их периодичности и времени проведения; дата последнего посещения с обрядовыми целями: по собранным нами сведениям на Вать яун Кот Мых паломники проводят как коллективные, так и индивидуальные обрядово-ритуальные действия. По сведениям аганских хантов в ХХ в. священное место посещалось аганскими хантами и аганскими лесными ненцами. Здесь проводились коллективные моления (пори) и жертвоприношения (йыр). В конце 1990-х гг. – начале 2000-х активная культовая деятельность на святилище была приостановлена. Информанты объясняют этот факт сменой поколений хранителей священного места. Зимой 2005-2006 гг. группа аганских коренных жителей возобновила обряды и ритуалы на священном месте. В ходе натурного обследования 2007 г. мы обнаружили следы недавнего жертвоприношения.
Периодичность коллективных жертвоприношений в настоящее время составляет один раз в несколько лет. Во время таких обрядово-ритуальных действий происходят поклонение и принесение жертв не только Вать яун Кот Мых Лунк – «Узкой реки священного места Божеству», но и основным божествам, почитаемым аганскими хантами и лесными ненцами. Во время кровавых приношений (йыр) жертвуют оленей, а также приклады жертвенной ткани, деньги (монеты и банкноты), ведра и котлы, ритуальную пищу, алкоголь и пр. Во время бескровных обрядов (пори) божествам в жертву приносят этот же перечень за исключением животных.
Индивидуальные посещения святилища не имеют четкой периодичности и связаны с выражением благодарности, прошениями, обращенными к божествам-хозяевам. Во время таких посещений святилища человек может делать личное подношение в виде жертвенной ткани или монет.
Данные о времени функционирования: в настоящее время священное место Вать яун Кот Мых является действующим. По собранной нами у аганских, тромъеганских хантов информации святилище функционировало как минимум на протяжении XX в.

Опубликовано: 24.04.2017 14:20        Обновлено: 24.04.2017 15:27