Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Информация о типичных нарушениях обязательных требований хозяйствующими субъектами, выявляемых при проведении мероприятий по контролю

Информация о типичных нарушениях юридическими и физическими лицами обязательных требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия (далее - обязательные требования), выявленных Госкультохраной Югры при осуществлении контрольно-надзорных функций в 2015 году.
В отчетный период по результатам мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия были выявлены нарушения требований федерального законодательства в области сохранения, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Выявленные нарушения связаны с осуществлением хозяйственной деятельности по прокладке линейных объектов и проведении археологических работ без разрешения (открытого листа).

Статьей 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ) установлены обязательные требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия. Ответственность за нарушение установленных требований предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 7.13. «Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».
Часть 1 касается ответственности за нарушение установленных требований в отношении объектов культурного наследия, которые включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Объектами культурного наследия включенными в единый государственный реестр считаются:
- памятники истории и культуры государственного значения, республиканского значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации;
- объекты исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательными и иными правовыми актами СССР и РСФСР;
- памятники археологии местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РСФСР, археологические объекты, объявленные памятниками истории и культуры решениями органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- объекты культурного наследия принятые решением, соответствующего органа государственной власти Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Часть 2 касается ответственности за действия (бездействие), нарушающие установленные требования, в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 01.06.2009 № 759-р (ред. от 17.10.2015) «О перечне отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Минкультуры России»), особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Часть 3 касается ответственности за нарушение установленных требований в отношении выявленных объектов культурного наследия.
В 2015 году по 3 части возбуждено 8 административных дел, в отношении ООО «Кабельные коммуникации» (г. Челябинск) – 4 дела, АО «Транснефть – Сибирь» (г. Тюмень) – 2 дела, ООО «Сургутское РСУ» (г. Сургут) – 2 дела.
По результатам мероприятий по контролю за состоянием выявленных объектов археологического наследия были установлены факты проведения хозяйственных работ в границах объектов археологического наследия. Границы на объекты утверждены приказами Госкультохраны Югры и опубликованы в газете «Новости Югры» (в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, которая гласит – «Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения»).
По установленным фактам составлены и направлены в суд протоколы об административных правонарушениях:
- в отношении ООО «Кабельные коммуникации», постановлениями судьи Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.09.2015 г. правонарушитель привлечен к административной ответственности (административные штрафы на общую сумму 400 000 руб.). Нарушение установленных требований произошло в результате того, что ООО «Кабельные коммуникации» не получив проектную документацию в полном объеме, а именно проект по обеспечению сохранности выявленных объектов культурного (археологического) наследия: «Поселение Сумпанья 5», «Поселение Сумпанья 7», «Поселение Сумпанья 9», «Поселение Сатыга 35», провело работы по объекту «ВОЛП на участке Лазарево – Тобольск. Этап 2.1. Платина – Тобольск. Строительство».
- в отношении акционерного общества «Транснефть – Сибирь», постановлениями судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.09.2015 г. правонарушитель привлечен к административной ответственности (административные штрафы на общую сумму 400 000 руб.). Решением суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.11.2015 № 12-1291 по результатам рассмотрения апелляционной жалобы решения отменены. 30.12.2015 г. Службой подана кассационная жалоба. Основным доводом о невиновности акционерного общества в нарушении установленных требований при проведении работ на территории объектов культурного наследия, послужившим указанному нарушению являлось то, что у акционерного общества отсутствовали сведения об указанных объектах в проекте по строительству объекта «МН Шаим-Тюмень Ду 530 мм. Замена трубы на МВ через р. Сумпанья 42 км Урайское УМН. Реконструкция». Фактически же следует то, что со стороны Службы для обеспечения сохранности объектов археологического наследия, приказом нормативно правового характера, утверждены и официально опубликованы сведения о границах объектов археологического наследия.
- в отношении ООО «Сургутское РСУ», постановлениями судьи Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.09.2015 г. правонарушитель привлечен к административной ответственности (административные штрафы на общую сумму 200 000 руб.). Подана апелляционная жалоба.
В данном случае так же доводом законного представителя юридического лица, в невиновности акционерного общества в нарушении установленных требований при проведении работ на территории объектов культурного наследия, являлось то, что в проекте по строительству отсутствовали сведения об объектах культурного (археологического) наследия.
Представители юридических лиц АО «Транснефть – Сибирь» и ООО «Сургутское РСУ» указывали на обязанность Госкультохраны Югры уведомлять о выявленном объекте археологического наследия собственника или пользователя земельного участка, в границах которого выявлен объект археологического наследия. Объекты археологического наследия, на территории которых нарушены установленные требования, выявлены в 2002 году и подлежат государственной охране на основании приказа директора Департамента культуры и искусств Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.06.2002 № 348/01-14, в свою очередь, законодательная норма о порядке уведомления о выявленном объекте археологического наследия собственника земельного участка и (или) пользователя земельным участком, на котором обнаружен объект археологического наследия введена Федеральным законом от 22.10.2014 г. № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Пунктом 5 статьи 5.1. Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Статьей 45.1 определен порядок проведения археологических полевых работ. Пункт 1 указанной статьи гласит, что работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов (далее - археологические полевые работы), проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения (открытого листа). Ответственность за нарушение установленных требований предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 7.15. «Ведение археологических разведок или раскопок без разрешения».
Объектом правонарушений являются общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения сохранности культурного наследия народов РФ, включая памятники археологии. Предметом правонарушения выступают археологические разведки или раскопки. Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.
Часть 1 предусматривает ответственность за проведение археологических полевых работ без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом).
В июне 2015 года в Госкультохрану Югры поступило обращение жителей одного из домов п. Горноправдинск о том, что рядом с их домом проводятся археологические раскопки. По результатам мероприятий по контролю за состоянием объекта археологического наследия «могильник Горноправдинский (18-19 вв.)», расположенного радом с домом в п. Горноправдинск, установлен факт проведения археологических раскопок, разрешения (открытого листа) на момент проведения работ не было. По фактам выявленного нарушения составлены протоколы:
- в отношении физического лица . Постановлением судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.07.2015 г. правонарушитель привлечен к административной ответственности (административный штраф на сумму 1 500 руб.).
- в отношении юридического лица – АУ ХМАО-Югры «Центр охраны культурного наследия» (г. Ханты-Мансийск). Постановлением судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.07.2015 г. правонарушитель привлечен к административной ответственности (административный штраф на сумму 40 000 руб.).
- в отношении должностного лица – директора АУ ХМАО-Югры «Центр охраны культурного наследия» (г. Ханты-Мансийск). Постановлением судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.07.2015 г. правонарушитель привлечен к административной ответственности (административный штраф на сумму 4 000 руб.).

В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия. Ответственность за нарушение установленных требований предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 7.14.1. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения.
Часть 1 предусматривает ответственность за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе выявленных объектов культурного наследия. Часть 2 предусматривает ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 1, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Объективная сторона правонарушений состоит:
- в уничтожении объектов культурного наследия, в том числе выявленных объектов культурного наследия, а также в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов РФ либо объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, т.е. приведение их в такое состояние, при котором они утрачивают свою историческую и культурную ценность;
- в повреждении объектов культурного наследия, в том числе выявленных объектов культурного наследия, а также в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов РФ либо объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, т.е. приведение их в непригодность к использованию без их восстановления.
В 2015 году по 1 части привлечены к административной ответственности ООО «Кабельные коммуникации» (г. Челябинск), постановлением судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21.07.2015 г. правонарушитель привлечен к административной ответственности (штраф - 500 000 руб.), и АО «Транснефть – Сибирь» (г. Тюмень), постановлением судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.07.2015 г. правонарушитель привлечен к административной ответственности (административный штраф 500 000 руб.).
Решением суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.11.2015 № 12-1291 по результатам рассмотрения апелляционной жалобы решение отменено. 30.12.2015 г. Службой подана кассационная жалоба.
Представитель юридического лица АО «Транснефть – Сибирь», как и в том случае, когда это юридическое лицо было привлечено по статье 7.13, но по другому объекту археологического наследия, указывали на обязанность Госкультохраны Югры уведомлять о выявленном объекте археологического наследия собственника или пользователя земельного участка, в границах которого выявлен объект. Дополнительно представитель юридического лица указал на то, что срок давности привлечения к ответственности истек, озвучив срок – три месяца, и фактически это было учтено при вынесении решения суда. На настоящий момент Кодексом об административных правонарушениях предусмотрен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации – один год со дня совершения административного правонарушения.
Произошедшие случаи повреждения объектов культурного наследия, так же как и в случаях с нарушением статьи 7.13 КоАП РФ, является следствием того что у хозяйствующего субъекта отсутствовали сведений об объектах культурного наследия. В свою очередь сведения об объектах культурного наследия и их границах официально опубликованы, а так же доступны на сайте Службы в сети интернет (http://www.nasledie.admhmao.ru/dokumenty/prik/).
Так же Служба выполняет установленные федеральным законодательством требования об уведомлении.
Абзацем 3 пункта 16 статьи 16.1 Федерального закона 73-ФЗ установлено, что уведомление о выявленном объекте археологического наследия направляется Службой собственнику земельного участка и (или) пользователю земельным участком, на котором или в котором обнаружен объект археологического наследия, в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого обнаружен данный объект археологического наследия, орган кадастрового учета в течение тридцати дней со дня поступления в указанный орган охраны объектов культурного наследия информации, предусмотренной пунктом 11 статьи 45.1 указанного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 14 статьи 18 Федерального закона 73-ФЗ Служба, федеральный орган охраны объектов культурного наследия направляют письменное уведомление собственнику или иному законному владельцу выявленного объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, о принятии решения о включении такого объекта в реестр либо об отказе во включении такого объекта в реестр не позднее трех рабочих дней со дня принятия такого решения.
Опубликовано: 14.07.2016 10:08        Обновлено: 10.03.2017 15:05